Для чего нужна двухконтурная маршрутная сеть?


В свете недавних заявлений о возможном повышении тарифа мы решили посчитать «в попугаях» неэффективность общественного транспорта Томска, чтобы получить представление о том, какие резервы для повышения эффективности маршрутной сети есть у города.

Возьмем маршруты основного вида общественного транспорта Томска — маршрутных такси и второго по популярности — троллейбусов.

Всего в нашем городе 32 автобусных маршрута общей протяженностью 490 километров, семь маршрутов троллейбусов общей протяженностью 90,5 километра и четыре маршрута трамваев протяженностью 30 километров. Итого 609 километров. При этом общая длина дорог, по которым проходят эти маршруты, составляет 118,6 километра. Получается, по каждому участку города в среднем проходит более пяти маршрутов.

Сколько нужно единиц транспорта, чтобы обеспечить указанный в договоре интервал по всем этим маршрутам? Понятно, что в реальной жизни интервалы не соблюдаются, а автобусы уходят с линии раньше положенного времени. Но, тем не менее, именно эти параметры прописаны в договорах, а значит, именно так должна выглядеть система общественного транспорта нашего города, по мнению тех, кто их заключал.

Согласно данным мэрии, в часы пик одновременно на маршрутах должно находиться не менее 689 «пазиков», 64 троллейбусов и 40 трамваев.

Всего за один день «пазики» должны наезжать 138,9 тысячи километра, троллейбусы —11,9 тысячи километра, а трамваи — 5,5 тысячи километра. В реальности эти цифры само собой ниже, так как не все графики исполняются на сто процентов, но именно по таким параметрам должен работать общественный транспорт в Томске.

В общей сложности в день водители «пазиков» проработают 6 866 часов, водители троллейбусов — 727 часов, трамваев —396 часов. Итого 156 тысяч километров в день, 7 989 человекочасов работы водителей и 793 единицы техники. Запомним эти цифры. Теперь обратимся к остановкам.

0c0e7e5ea921a2ecc93363ff494578e8_lg0bd04e

Вот карта пешеходной доступности остановок общественного транспорта Томска. Круги нарисованы радиусом 500 метров (предел пешеходной доступности). Видно, что во многих местах остановки расположены очень часто, кое-где одну и ту же территорию «обслуживает» по четыре остановки.

Теперь попробуем немного оптимизировать маршрутную сеть города. Сделаем нашу маршрутную сеть двухуровневой. Первый уровень: скоростной каркас, магистральный транспорт, проходящий по выделенной полосе и имеющий большую провозную способность.

d96afc5d0046e4b83555d4c55069ec3c_lgd38478

Общая протяженность первого контура составила 47,5 километра. Вот как обстоят дела с пешеходной доступностью остановок:

c0234fe609c706e748a8be5ff3be298c_lgc6c803

Видно, что не весь город попадает в сферу обслуживания скоростного каркаса. Поэтому нужно организовать подвозные маршруты. В данном случае — в виде круговых маршрутов. Просто для наглядности, без претензий на глубокую проработку.

374487b3ca715c18118209e2c594a314_lgb47b21

Так как этот контур имеет меньшую скорость движения и большие интервалы, остановки нужно располагать чаще, исходя из меньшей пешеходной доступности.

c204f33d7f5a54d3becf720344d981a7_lg2c9abf

Совмещаем первый и второй контур:

3bb71c765e01a995aa152884532a9812_lgd66ec9

Получаем охват почти всего города.

Каковы будут параметры этой маршрутной сети?

Общая длина первого контура — 47,5 километра, второго контура — 95,8 километра. Итого 143,3 километра (по сравнению с 609 километрами сегодня). «Коэффициент дублирования» маршрутов — чуть больше единицы. В общей сложности 15 маршрутов против 43 сегодня.

Общий дневной пробег подвозящих маршрутов при среднем интервале в семь минут — чуть более 12,3 тысячи километров (по сравнению со 114 тысячами, которые наматывают «пазики» сегодня). На которые будет затрачено 1 230 человекочасов водителей (по сравнению с 5 861 сегодня). Для этого потребуется 82 автобуса (550 сегодня).

Магистральные маршруты будут проезжать 17 700 километров в день (при среднем интервале в три минуты).  Для этого понадобится 1 416 человекочасов и 95 трамваев.

Итого в целом по всей маршрутной сети 30 тысяч километров дневного пробега, 2 537 человекочасов работы водителей и 177 единиц техники. Против 156 тысяч километров в день, 7 989 человекочасов работы водителей и 793 единицы техники сегодня. И это — при таком же покрытии города.

Что такое разница в 5 452 человекочаса? Это 474 рабочих смены по 11,5 часа. При средней зарплате в 25 тысяч рублей в месяц это 592 тысячи рублей дополнительных расходов в день на зарплаты водителей (+60 % отчислений в негосударственные фонды и налоги — еще 355,5 тысячи рублей), или 345 миллионов дополнительных расходов в год.

Разница в 126 тысяч километров в день — это 55,5 тысячи литров пропан-бутана при расходе 44 литра на сотню километров. При цене за литр в 15 рублей это 831 тысяча в день, или 303 миллиона рублей в год.

Обслуживать и ремонтировать 177 единиц техники и 793 единицы — тоже две большие разницы.

В общей сложности экономия только на топливе и труде водителей может достигать более 648 миллионов рублей в год, которые закладываются в тарифы. 6,5 километров модернизированных трамвайных путей (при цене сто миллионов за километр). На сэкономленные за десять лет средства можно полностью модернизировать подвижной состав современными автобусами и трамваями, плюс реконструировать трамвайные пути и построить новые.

Глядя на эти цифры, можно дать ответ на вопрос, эффективна ли маршрутная сеть общественного транспорта Томска.