Что такое дорожная диета?


Часто приходится слышать, что дороги в Томске слишком узкие, чтобы на них устраивать выделенные полосы, или не дай бог велосипедные дорожки. Поэтому нужно расширять дороги везде где только можно, забыть про выделенные полосы, а велодорожки воспринимаются как пережиток сытой Европы, которые не могут уместиться на наших дорогах.
При этом стремление отказаться от организации движения, при которой по полосе сможет проехать больше человек в пользу той, при которой это число намного меньше, в условиях дефицита пространства выглядит по меньшей мере нелогично. Кроме этого, в европейских городах, часто намного более плотно застроенных, чем Томск, умудряются найти место даже для велодорожек, не говоря уже о выделенных полосах для ОТ. Слишком много нестыковок в таких размышлениях.
Но каким образом старинные европейские города умудряются находить место для всех участников движения? Можно подумать, они там открыли четвёртое измерение и хитрят, умещая в небольшое пространство кучу всего. На самом деле у них есть секретное оружие, и называется оно «дорожная диета».

Знакомьтесь. Это Авингуда Диагональ — главная улица Барселоны.

Расстояние между стенами противоположных домов — около 50 метров. В это пространство каким-то неведомым образом умещаются 6 полос для автомобильного движения (из них 2 — выделенные полосы для автобусов), трамвайная линия, велосипедные дорожки и тротуар.

А это ул. Пушкина, город Томск.

Расстояние между домами по нечетной стороне и территорией предприятий и кадетского корпуса по четной стороне тоже около 50 метров. При этом сюда уместилось только 6 полос для движения и тротуары. Какое из этих мест кажется более привлекательным для человека?
Под дорожной диетой понимается более рациональное использование площади города, выделяемой под дорожную инфраструктуру. Одним из методов достижения этой цели — сужение ширины полос.
Ширина полос на Пушкина составляет 3,5 метра. Казалось бы, чем шире полоса — тем безопаснее и лучше. Но это не так. Чем шире полоса — тем в большей безопасности себя чувствует водитель, и вследствии этого неосознанно выбирает более высокий скоростной режим. Такая ширина полосы оправдана при скорости движения 90-110 км/час, что недопустимо в пределах городской застройки. Таким образом, широкие полосы не увеличивают безопасность, а наоборот, повышают тяжесть ДТП, оставляя меньше времени на реакцию.
Другие методы дорожной диеты — это зонирование, при котором каждому участнику движения выделяется своё место на улице.
Именно таким образом удаётся повысить пропускную способность улицы, найти место для всех участников движения, и сделать её более привлекательным местом, создавая общественное пространство там, где раньше были только автомобили.