Нужен ли безнал, если нет мысли?


Появилась новость, что Сбербанк планируют подключить к разработке проекта безналичного расчёта в общественном транспорте.

Казалось бы, замечательная идея. Ведь сегодня маршрутников критикуют за непрозрачность доходов, а тут всё в электронном виде, да и вообще инновационно, безналично.

Но как это часто бывает, перенимают форму, совершенно забывая о содержании.

Рассмотрим основные проблемы с устоявшейся системой оплаты в томском ОТ.

а) Непрозрачность денежных потоков

б) Неудобство для пассажиров

в) Двойная переплата, если необходимо проехать с пересадкой

Какие из этих проблем может решить внедрение электронного расчёта.

Непрозрачность… Возможно, некоторая часть движения денег будет «оцифрована», и видна для контролирующих органов. Но 100% охвата безналичным расчётом всё равно не добиться. А если использование безналичного расчёта будет соседствовать с оплатой наличными, то велик соблазн саботировать нововведение. Отключать терминал, умышленно его повреждать. Гости города, забывшие карточку дома, автомобилисты, редко пользующиеся ОТ, пенсионеры — вот лишь часть категорий граждан, которые будут в большей вероятностью оплачивать проезд наличкой.

Кроме того, за обслуживание транзакций Сбербанк будет брать комиссию. Сегодня Сбер берёт от 0,5% до 2,2% от принимаемой суммы. Для Сбера это, конечно неплохо. При ежегодном обороте в томском ОТ порядка 1,2 миллиарда рублей это 60 млн. рублей. Плюс сам терминал оплаты, и его обслуживание, плюс эмитирование карт. Для Сбербанка это во всех отношениях выгодное предприятие. Для пассажиров не сказать чтобы. Расходы на инкассацию для маршрутников практически нулевые (собранными за день монетами они, к примеру, заправляются в конце рабочего дня). Так что эти расходы дополнительно лягут в тариф для пассажиров.

Неудобство для пассажиров… Неудобство прежде всего связано не с формой расчёта, а с необходимостью в принципе рассчитываться за проезд в салоне автобуса или электротранспорта. Для ненагруженных маршрутов и в межпик, когда людей в салоне немного это не вызывает больших проблем. Но когда салон переполнен, оплата превращается в целый процесс с передаванием денег соседу, с задней площадки, рассыпанной мелочью, отсчётом сдачи и прочими телодвижениями.

Передайте заднюю на двоих…

Что в этом плане может дать безналичный расчёт? Если сделать терминалы возле каждой двери с поддержкой NFC, то безусловно станет проще. Но проблемы для использующих наличность останутся. Плюс нужно продумывать отдельную систему для оповещения водителя или кондуктора об оплате проезда с задней двери.

И, наконец, двойная переплата за пересадку… 

Тут безналичный расчёт вообще никак не поможет. Если смотреть только на форму, то всё красиво. Если платежная карточка единая, значит и единый будет можно сделать. В этом-то и кроется, на наш взгляд, главная проблема, которую можно условно назвать «заимствование формы, без содержания».

Для введения единого билета недостаточно перевести все платежи на безналичную форму. Потому что это будет простая оцифровка денежного потока «пассажир-владелец автобуса». Единый билет же можно ввести только если денежный поток выглядит следующим образом: «пассажир-заказчик перевозок-владелец автобуса».

В таком случае появится и возможность перекрёстного субсидирования, и ликвидация дублирующих маршрутов, и введение единого повремённого билета.

Когда будет введена такая система, то вопрос сбора денег превращается в технический. Хотите NFC-карты, с возможностью прикладывать смартфоны? Пожалуйста. Хотите купить разовый билет или проездной через смс? Да без проблем!

Купить билет через СМС в Праге легко. Такие объявления висят на остановках и внутри подвижного состава.

Внедрять безналичный расчёт можно. Только изменится ли что-нибудь качественно после этого? Есть большие сомнения.