мысли
О радикализме велосипедистов
Или о проблеме курицы и яйца
Недавно получилось поучаствовать в съемках передачи "Естественный отбор", посвященной теме развития велосипедного движения в Томске. Многие скептики в своих репликах говорили, что с велодорожками куча проблем (лужи, уборка снега, культура поведения), обвиняли сторонников развития велосипедной инфраструктуры в радикализме, мол че это вы собрались пересадить всех на велосипеды, вон сколько проблем возникнет. И как-то не замечали, что сами высказывают не менее радикальную точку зрения, о том что велоинфраструктура городу не нужна.

Как-то забывается, что любое развитие — это процесс. И как у любого процесса, у него есть начало. Откладывать можно сколь угодно долго, и всегда найдётся логичная причина.

Какие велодорожки, когда тротуары не везде есть? Какие велодорожки, когда снег плохо убирается. Да и вообще, у нас дети в очереди в детские сады стоят, какая нафиг велоинфраструктура?

Что ж, все эти проблемы не мешают тратить на дороги в 25 раз больше, чем на пешеходную инфраструктуру, готовить проекты по строительству развязок на несколько миллиардов рублей, и радовать автомобилистов парковочными местами в ущерб тротуарам и газонам. И никому не приходит в голову не развивать автомобильную инфраструктуру пока не решены проблемы с уборкой снега или тротуарами, или пока пешеходы наконец-то не смогут в дождь выйти на улицу без риска намочить свою обувь.

Любое развитие — это процесс
Перед тем, как начать большое дело, нужно иметь в голове образ будущего, то есть куда ты в итоге хочешь придти. Наш образ будущего Томска таков: к 2030 году 10% поездок в городе совершается на велосипедах. В новых строящихся домах изначально предусмотрено место для удобного длительного хранения велосипедов. Возле большинства административных зданий и заведений установлены велопарковки.

В городе проведено несколько десятков км велодорожек, из них 2-3 «магистрали», соединяющие разные районы города.

Налажена система зимнего обслуживания велодорожек, так что кататься на велосипеде можно круглогодично.
Такая вот картинка. Как видно, ничего радикального нет, в этом будущем велосипеду отведена определённая транспортная ниша, предоставлена возможность передвигаться на велосипеде тем, кто этого хочет.

При этом очевидно, что завтра десятки км велодорожек, и уж тем более системы зимнего обслуживания не появится.

Сначала появится несколько километров велодорожек, будут созданы комфортные условия для перемещения по локальной сети в рамках пилотного проекта. Затем сеть будет разрастаться. Чтобы получить к 30-му году 70 км велодорожек нужно каждый год вводить в строй по 4,5 км. Это более чем реально.

«Без культуры не должно быть велодорожек». Но культура с неба не падает, ждать её появления можно примерно столько же, сколько выигрыша в лотерею, не покупая билетов.

Когда говорят о нашем «велорадикализме», то это преувеличение. У страха глаза велики, поэтому любую, даже малейшую попытку внедрить велосипед в ткань города сразувоспринимают неадекватно. И поэтому «мы предлагаем понизить на некоторых улицах скорость до 40 км/ч ради безопасности» превращается в «ага, ну давайте вообще до 10 км/ч ограничим», » давайте сделаем не ёлочку, а параллельную парковку» в «может тогда давайте все парковки уберём, и оставим одни велодорожки», а "можно сузить полосу до трёх метров" в "с ума сошли, может быть до двух метров сузим?".

Городу нужна велоинфраструктура, и нужно переступить через страхи и предубеждения для того, чтобы процесс начался. Велосипедисты к этому готовы. Готовы ли автомобилисты?