Дешевый бензин народу?


Довольно часто приходится слышать, что государство обязано строить бесплатные парковки, и снижать стоимость бензина потому что “Россия же добывает больше всего нефти, пусть чиновники делятся с народом.”

Практика “возьмем нефтяные деньги и осчастливим всех людей” сама по себе очень порочна. Она демотивирует людей, и приучает ждать подачек от государства даже там, где все зависит от самого человека.

Транспортная наука учит, что пользование автомобилем в городах нужно ограничивать, чтобы решить проблему пробок. Но в пример приводятся города и страны, которые трудно назвать крупными экспортерами нефти, может быть для нефтедобывающих стран есть исключение, и если ты добываешь много нефти и газа, то можно строить развязки в городах, застраивать центр бесплатными парковками и поощрять использование автомобиля.

Норвегия и Саудовская Аравия — две нефтедобывающие страны, проводящие диаметрально разную политику в области автомобилепользования.

Почему именно эти страны? Согласно сайту world.bymap.org, эти страны сравнимы по уровню добычи нефти на одного жителя.

Россия добавлена для наглядности.
Дальше начинаются сюрпризы. Казалось бы, Норвегия, добывая столько нефти, может позводить себе снижать стоимость бензина для своего населения, компенсируя это экспортом за рубеж. Посмотрим на среднюю цену за литр бензина марки Premium за 2012 год (согласно Bloomberg)

Выходит что стоимость бензина в Норвегии почти в 15 раз выше, чем в Саудовской Аравии.

Теперь сравним, сколько литров бензина можно купить на среднюю месячную зарплату в этих странах

Даже если считать по зарплате до налогообложения, разрыв почти что в 5 раз. А если учитывать норвежские налоги, разрыв еще сильнее. Представляю, как обидно норвежцам, возле дома правительства каждый день должны проходить многотысячные митинги, требуя “поделиться с народом”. Но и на этом терзания скандинавов не заканчиваются!
Средняя пошлина на ввоз автомобиля в Саудовской Аравии равна всего 5,73%. В то время, как несчастный норвежец должен платить пошлину в размере 100% от цены автомобиля (для электрокаров пошлина равна нулю, таким образом стимулируется переход жителей на электроавтомобили).
При этом большой упор делается на общественный транспорт. Система ОТ в Осло- одна из лучших в мире, новая система скоростного трамвая была открыта в Бергене.

Скоростной трамвай в Бергене

А вот бесплатными парковками в центре городов норвежские власти жителей одаривать не спешат. В любом месте, где спрос на парковочные места превышает предложение, введены платные парковки (на которых, правда, могут бесплатно парковаться электромобили, но их сейчас стало так много, что скорее всего, им отменят такую льготу).
Власти Саудовской Аравии считают возможным субсидировать своих жителей дешевым бензином, и строительством широких магистралей, и даже в голову им не может придти брать плату за парковку в центре города (ведь страна-то богатая, как можно обворовывать своё население, беря плату за то, что можно предоставить бесплатно).
В результате пользоваться автомобилем очень дешево, и каждый саудит может себе это позволить. Вернее должен позволить себе владеть машиной, потому что общественного транспорта в том же Эр-Рияде практически нет. В итоге многочисленные магистрали и развязки просто не в состоянии переварить огромное количество автомобилей, и все стоят в пробках. И от коллапса спасает то, что женщинам водить машину нельзя по закону.

Дорога в Эр-Риаде

Что же мы получаем в итоге? Две страны, добывающее одинаковое количество нефти на одного человека. Два разных подхода к ограничению автомобилепользования. Один основан на научном подходе, второй на житейской “мудрости”, помноженной на стремление местного населения к “понтам”.

Ничего не напоминает?

В результате в стране, выбравшей путь ограничения автомобилепользования, обычная улица выглядит как-то так:

А в другой как-то так:

По какому пути должна пойти Россия?

:)

При подготовке материала были использованы фотографии из этого поста: http://zyalt.livejournal.com/927658.html