Трамваям — зеленый свет!


Одним из важнейших параметров работы общественного транспорта является его скорость. Ведь помимо удобства для пассажиров, более высокая средняя скорость движения означает повышенную оборачиваемость подвижного состава, и для соблюдения необходимых интервалов необходимо меньше единиц подвижного состава, что позволяет сэкономить на зарплате водителей и кондукторов.

На среднюю скорость общественного транспорта влияет множество факторов. Время посадки и высадки пассажиров (именно поэтому в мире сегодня отдаётся приоритет низкопольным автобусам и трамваям, ведь низкопольность значительно экономит время на посадку/высадку пассажиров). Состояние путей или дорожного покрытия, частота остановок. Большинство мер по повышению средней скорости весьма затратны и связаны с обновлением подвижного состава, инфраструктуры и так далее.

Но есть меры, которые стоят не сильно дорого, и при этом позволяют добиться хорошего прироста средней скорости. Это настройка светофоров. Во всём мире это давно поняли, и многие города уже обзавелись навороченными, или не очень, системами управления светофорными циклами.

Тут опять же у трамваев есть неоспоримое преимущество. Представьте, что завтра власти города внезапно решили запустить «зеленую волну» для общественного транспорта. По наиболее нагруженным участкам улично-дорожной сети в час проезжает до 150-200 автобусов в одном направлении. Тяжело себе представить зеленую волну, которую нужно настроить для приоритетного пропуска такого количества автобусов. В случае с трамваями всё намного проще. Даже на самых нагруженных трамвайных линиях интервал движения составляет 2-3 минуты, то есть в среднем перекресток пересекает один трамвай каждые 60-90 секунд. А это уже позволяет вклинить отдельную, «трамвайную фазу» в цикл работы светофора.

«Вы что, офигели, это же будет провоцировать пробки», скажут автомобилисты. Ну, во-первых, провозная способность перекрестков вырастет, а это главный показатель работы улично-дорожной сети. А во-вторых, не всё так печально для обладателей личного транспорта.

Представим себе перекрёсток со светофорным регулированием. Режим работы светофора следующий: 50 секунд зелёного для автомобилей и 30 секунд для трамваев и пешеходов (для простоты возьмём перекрёсток вроде Красноармейской — Лебедева, где пересекаются автомобильные и трамвайные потоки).

Исходные данные: интервал движения трамваев — 4 минуты. То есть за 8 минут через перекресток будет проезжать 4 трамвая.

Вот как будет выглядеть светофорный цикл без зелёной волны для трамваев.

2016-02-09_1250

Итого за 8 минут автомобилям зелёный горит 300 секунд, а трамваям и пешеходам — 180 секунд.

Теперь представим, что светофор настроен на переключение на зелёный для трамвая. За 10 секунд перед приездом трамвая загорается зеленый свет, чтобы автомобили успели затормозить, еще 10 секунд уходит на непосредственно пересечение проезжей части.

Первый вариант: самый пессимистичный. Трамваи ни разу не попали в «свой» зелёный, и пришлось 4 раза переключать светофор, задерживая поток автомобилей.

2016-02-09_1303

Каково будет в этом случае распределение фаз светофора? 280 секунд зелёного автомобилям и 200 секунд зелёного трамваям. Разница всего в 20 секунд, или меньше 10%.

Теперь представим еще один экстремальный вариант. По каким-то причинам расписание трамваев сбилось, и они «слиплись» парами, а значит нужно увеличить зелёную фазу с 20 до 40 секунд, при этом ни одна из пар не попала на свой зелёный. Смоделируем такую ситуацию.

2016-02-09_1311

Опять же получаем 280 секунд зелёного для авто и 200 секунд зелёного для трамваев и пешеходов.

Ну и последний вариант: 2 трамвай подошли к перекрёстку на свой зелёный, а два «промазали» и ради них нужно переключить на зелёный.

2016-02-09_1314

Тут получается 290 секунд зелёного для авто и 190 секунд зелёного для трамваев и пешеходов.

Как ни крути, ни в одном из варианте не последует коллапса. Но зачем это нужно трамваям, там ведь выигрыш 20-30 секунд! Посмотрим на график скорости трамвайного маршрута, и как на его среднюю скорость влияет работа светофоров.

Для группы

Общее время поездки 34 мин 17 секунд.

Средняя скорость — 15,46 км/ч.

Из этих 34:17 минут 6:16 секунд было потрачено на ожидание зелёного сигнала светофора. Это 18%.

В среднем за несколько замеров по разным маршрутам время, затрачиваемое на светофоры, составляет 12-13%. Это означает, что с имеющимся сегодня подвижным составом можно сократить интервалы движения более чем на 10% без капитальных затрат на ремонт путей или закупку нового подвижного состава.

Нужно всего-то оснастить все 18 светофорных объектов переключаемыми из кабины трамвая фазами.

Вот как работает подобная система в Бергене. Трамваи останавливаются только на остановках, на перекрёстках у них приоритет.