Ремонт Комунального моста
Спасаем левый берег от пробок
Давайте попробуем на цифрах прикинуть, к какому эффекту может привести обустройство выделенных полос на подходах к Коммунальному мосту и усиление общественного транспорта.
Считаем параметры "Колбасы"
Судя по Яндекс. Картам пробки начинаются примерно в 6 километрах от самого моста в обоих направлениях. Итого это 12-километровая «колбаса». Сколько в этой колбасе может находиться человек?

Пусть средняя длина одной легковушки - 5 метров. Плюс расстояние до впереди стоящей машины 1 метр.

То есть в 12 километрах "колбасы" одномоментно находится 2 тыс. автомобилей.
Сколько это человек? Средняя наполняемость одного автомобиля обычно принимается за 1.3 человека. Но пусть в нашем случае это будет по 2 человека в одном авто. Итого, население "колбасы" у нас получается 4 тыс. человек.
Делаем 2 новых маршрута
Предположим, что мы хотим вообще всех этих людей вывезти на автобусах. Для этого мы организовали 2 маршрута-вертушки: "Тимирязево-Лагерный сад" и "Кисловка - Лагерный сад".
Длина оборотного рейса (туда-обратно) в обоих случаях у нас получается 22 километра. При средней маршрутной скорости в 35 км\ч (вполне достижимо на пригородном маршруте с редкими остановками) получаем продолжительность оборотного рейса 40 минут.


Если мы хотим при таких параметрах маршрутов за 1 час перевезти к Лагерному саду 4 тыс. пассажиров, нам нужно:

  • При максимальной заполненности одного автобуса в 40 человек - 100 рейсов за час, для которых потребуется 75 автобусов типа ПАЗ Вектор.
  • Если речь о больших автобусах (80 человек.рейс) - 50 рейсов за час и 38 автобусов большого класса вместимости соответственно.
Но это идеальный вариант. Допустим, мы хотим сократить колбасу в 2 раза. То есть перевести 2000 человек в час.

Для этого нам потребуется 38 автобусов ПАЗ Вектор или 19 автобусов большой вместимости.

Естественно, мы не хотим гонять столько автобусов целый день. Допустим только с 7 до 10 и с 16 до 19 часов. Итого 6 часов в день на максимальных оборотах, остальное время смело можно срезать интенсивность в 2 раза.
Считаем финансы
Естественно, мы не хотим гонять столько автобусов целый день. Допустим только с 7 до 10 и с 16 до 19 часов. Итого 6 часов в день на максимальных оборотах, остальное время смело можно срезать интенсивность в 2 раза.

Само собой, покупать столько автобусов не нужно. Их можно взять в аренду у перевозчиков, гарантировав им среднюю выручку, которую они могли бы получать на коммерческих рейсах за 1 день.

На сегодня этот показатель составляет 10 тысяч рублей.

Давайте представим, что мы будем в таком бешеном темпе гонять автобусы с 6 утра до 11 вечера. Во сколько нам тогда это обойдётся...

38*10000 = 380 тысяч рублей в сутки обойдётся нам работа двух маршрутов.

Предположим, мы сделали единый билет для бесплатной пересадки на троллейбусы на Лагерном саду. И сделали стоимость билета 20 рублей чтобы стимулировать поездки на автобусах вместо авто (хотя возможность не стоять в пробке 2 часа это уже хорошая мотивация).

Пусть за день оба маршрута могут перевезти 10 тысяч пассажиров (5 тысяч утром в город и столько же обратно).

То есть суммарная выручка за день у нас составит 200 тысяч рублей. Убыток от перевозок составит 180 тысяч рублей в день. За 2 года набежит 130 миллионов рублей.

Казалось бы, огромная сумма. Но сколько теряют сегодня стоящие в пробках. Пусть эти же самые 10 тысяч человек в день будут тратить на поездку на 30 минут больше из-за пробок. В день это 5 тысяч человекочасов. За 2 года набежит 3,5 миллиона человекочасов. При стоимости часа работы 300 рублей мы получим расходы в 1.1 миллиарда рублей только в человекочасах.

Прибавить сюда расходы на бензин, и т.д. - потери от отсутствия выделенных полос получаются куда выше расходов на 2 маршрута.
Как обустроить выделенную полосу?
Возникает закономерный вопрос: а как впихнуть выделенные полосы на подходах к мосту. Там же всего 2 полосы!

Давайте разбираться и придумывать варианты. Сперва Южное направление. Там действительно узковато для обустройства дополнительных полос.


Усё пропало шеф, можно сворачивать лавочку? Не торопитесь. Посмотрим теперь на Северные подходы.

Там после светофора на въезде в Северный парк за счёт полос разгона дорога достаточно широка для того, чтобы уместить 3 полосы движения.
Единственное узкое место - это участок под эстакадой. Нам можно уводить выделенную полосу на мост таким образом:
Следовательно, мы можем говорить о возможности через временные схемы движения обеспечить выделенную полосы для автобусов в сторону моста на этом участке:


Все прочие варианты будут сопряжены с дополнительным расширением Шегарского тракта. Будет ли этого достаточно для обеспечения беспробочного движения для маршрутов? Давайте прикинем...

Длина участка с выделенной полосой 2 километра. А общая длина "Колбасы" - 12 километров. Не сходятся цифры. Тем более что с Юга то нету возможности сделать выделенку. А что если мы сделаем так:
Вместо того, чтобы иметь две пробки с Севера и Юга, мы сделаем одну пробку. С Севера. То есть с Юга заездать на мост в часы пик можно будет только автобусам. Остальной трафик проездает по эстакаде прямо, затем разворачивается в районе Тимирязево и встаёт в одну пробку с Северным потоком.

В таком случае, мы избавляемся от хвоста пробки на Юге, и тем самым фактически делаем беспробочным движение автобусов с этого направления.

Вся колбаса у нас теперь живёт на Севере. По идее, её длина будет 12 километров. То есть аж до самого кольца на Зоркальцево. Нифига себе улучшение, скажете вы.

А теперь сможтрим за потенциальными эффектами:

а) Мы лишаемся светофора на месте слиянию потоков с Севера и Юга. Это уже увеличит пропускную способность на самом мосту.
б) Мы даём альтернативную возможность для того, чтобы добраться на правй берег без пробок.

И теперь всё, что нам нужно сделать - это найти новую равновесную точку, чтобы хвост пробки в сторону моста в худшем случае начинался с места, где начинается выделенная полоса. С ходящими раз в минуту автобусами в виде альтернаиты это сделать намного проще, чем ковыряться в настройках светофора.


Ну а со стороны города вообще никаких проблем организовать выделенную полосу нет. Можно сделать её хоть от пл. Южной аж до самого моста. Всё равно на мосту доступна одна полоса в каждую сторону, и фактически уже сегодня от Лагерного сада до моста действует всего одна полоса в сторону левого берега.
Хотите знать больше про хороший транспорт для Томска?

Подписывайтесь на нас в социальных сетях!