Надземники
Что с ними делать?
Надземные переходы за последние несколько лет стали настоящим томским мемом. Ниже мы попытаемся найти решение этой проблемы.
Историческая справка
Эпопея с надземными переходами тесно связана со строительством транспортной развязки на 4-й поликлинике. В проекте развязки было сразу несколько подземных пешеходных переходов. Два из них (на Вокзальной и 79-й Гвардейской дивизии) были построены в первоначальном варианте. Остальные переходы в ходе реализации проекта было решено исполнить в надземном варианте. Мотивацией было снижение стоимости и сложность с коммунальной инфраструктурой.


Это решение до сих пор аукается томичам, и особенно мэрии. Последовала череда судебных тяжб. Город отказывался оплачивать работу и принимать переходы на свой баланс. Помимо переходов на 4-й поликлинике в подвисшем состоянии находятся переходы на Каштаке и на Фрунзе. Более-менее функционирует переход через Елизаровых, потому что за ним следит ТДСК.
На апрель 2021 года вроде бы принято оконательное решение: город должен заплатить 130 миллионов подрядчикам, и принять переходы на свой баланс.

Казалось бы, хэппи энд. Город принимает переходы, благодарные пешеходы начинают им пользоваться. Все счастливы? Давайте посмотрим повнимательнее.
Что не так с надземниками?
Во-первых, надземными переходами в текущем состоянии пользоваться нельзя. Для приведения переходов в пригодный для эксплуатации вид нужно потратить несколько десятков миллионов рублей. Из них несколько тысяч рублей на хороший освежитель воздуха...
Во-вторых, текущее содержание новых переходов будет требовать постоянных расходов. И речь не только про уборку. Надземные переходы оборудованы лифтами. По два на каждый переход. Их содержание также стоит денег. Если не сильно утруждать себя обслуживанием таких сооружений, то будет примерно как в подземных переходах. Хороший образец - переход под ул. 79 Гвардейской дивизии. Находиться там мягко говоря неприятно. Более того, периодически и вовсе невозможно. Скажем когда весь переход залит водой.
Но предположим, их будут соержать в идеальном порядке, и даже лифты будут работать хотя бы сутки через трое. Станет ли от этого лучше? Вряд-ли.

Уже почти 8 лет движение организовано по временной схеме. Организованы регулируемые и нерегулируемые наземные пешеходные переходы, которыми люди пользуются. Очевидно, что никакого транспортного смысла эти сооружения не несут. Зеленые фазы для пешеходов намного меньше, чем фазы на соседних перекрестках (например, на Пушкина-Яковлева). А значит, особых препятствий для трафика эти переходы не создают.

Ну и не забываем, что это всё-таки надземные переходы. Чтобы перейти через улицу нужно будет пройти три пролёта вверх и столько же вниз. Если через Пушкина перебегать будет немного желающих, то переходы через съезды будут выбором примерно для 1 пешехода из ста.

В общем, введение в строй надземников вряд ли сильно обрадует томичей. Особенно маломобильные категории граждан (пенсионеры, инвалиды, мамы с колясками, беременные и прочие).
Подведём итоги
  • Первоначальные затраты
    Для введения в строй надземных переходов необходимо будет потратить несколько десятков миллионов рублей.
  • Постоянные расходы
    Для поддержания этих переходов в нормальном состоянии нужно будет ежегодно тратить несколько миллионов рублей.
  • Результат
    Даже идеально эксплуатируемые переходы будут неудобны для пешеходов и бессмысленны с точки зрения трафика.
Что же делать?
Давайте рассмотрим три варианта дальнейшего развития событий:
Вариант 1:

Доделываем переходы, убираем наземные, заделываем разделительный барьер, предлагаем всем желающим пользоваться надземным переходом.
Что будет:

Потрачено много денег разово, тратиться много денег ежегодно. Пешеходы будут страдать. Но некоторым понравится.
Вариант 2:

Доделываем переходы, оставляем наземные в качестве альтернативы.
Что будет:

Потрачено много денег разово, тратиться много денег ежегодно. Пешеходы могут выбирать, страдать или переходить по земле. Ориентировочно 70% будут пользоваться наземным переходом, 30% надземным. Зачем нужно тратить десятки миллионов рублей для очередного подтверждения уже неоднократно подтвержденных паттернов поведения - непонятно.
Вариант 3:

Не доделываем переходы, и демонтируем их.
Что будет:

Город не потратит десятки миллионов рублей, пешеходы продолжат переходить по привычным переходам, надземники не будут портить вид и капать на лобовые стёкла проезжающих под ними машин.
Но просто так выкинуть все переходы на свалку было бы расточительством. Ведь только по проигранному делу мэрия должна оплатить подрядчику почти 130 миллионов рублей.

Чтобы не выкидывать эти деньги в трубу, есть альтернативное предложение!
Что не так с надземниками?
Решение довольно изящное. Ведь что такое надземный переход. Это сооружение, которое разрывает городскую ткань. Делает его менее доступным для многих категорий горожан. Но по своей сути это ничто иное как мост.

Почему бы не превратить сооружение, разрывающее пешеходные связи в сооружение, сшивающее город.

Итак, вот предложение Умного транспорта Томска...
Почему бы не использовать готовые конструкции переходов для повышения пешеходной связности разных берегов Ушайки. В пределах городской черты через реку переброшено не так уж много мостов, и расстояние между некоторыми порой достигает несколько километров.
Один из мостов через Ушайку в городской черте
Конверсия надземников в пешеходные мосты могла бы стать хорошим способом сильнее сшить два берега реки, и сделать жизнь пешеходов (ну и велосипедистов с самокатчиками) более комфортной.

Очевидно, идею нужно проанализировать с точки зрения возможности осуществления, и более точного расположения. Но концепт понятен. Это могло бы стать элегантным решением тупиковой ситуации с этими переходами.
А вы за какой вариант?
Вводим надземники, убираем зебры
Вводим надземники, оставляем зебры
Переносим мосты на Ушайку
Хотите знать больше про хороший транспорт для Томска?

Подписывайтесь на нас в социальных сетях!