Экономика «без рогов»


“Троллейбусы только тянут ТТУ на дно, так как проезд в троллейбусах убыточен. Если убрать троллейбусы и оставить только трамваи, то бюджет скинет с себя это бремя, и вздохнет свободнее.”

Такое часто приходится читать и слышать, когда речь заходит о судьбе троллейбусов.

Но так ли это на самом деле? Давайте обратимся к информации, предоставленной самим ТТУ для заседании комиссии гордумы по городскому хозяйству.

Сперва посмотрим на цифры по выручке  и пассажиропотоку за 2016 год.

Выручка, млн. руб. Доля Пассажиропоток, млн. чел.
Троллейбус 163 64% 9,33
Трамвай 92 36% 7,3
Всего 255 16,63

Троллейбус привозит выручки в полтора раза больше, чем трамвай.

Теперь расходы.

Общие расходы ТТУ в 2016 году составили 473 млн. руб. При выручке в 255 млн. это означает, что 54% расходов покрывается выручкой, остальное — дотации из бюджета.

Все расходы можно условно разделить на три составляющие:

  • расходы на троллейбусное движение,
  • расходы на трамвайное движение,
  • административные расходы (управление, бухгалтерия, охрана и т.д.)

Если убрать из расходной части троллейбус, то общие траты снизятся непропорционально. То есть административные расходы (они станут меньше, конечно… но не настолько) будут разноситься не на 16 миллионов пассажиропотока, а на 7 миллионов, а значит себестоимость поездки на трамвае вырастет. Эффект масштаба еще никто не отменял. Более того, некоторая инфраструктура (например тяговые подстанции) одновременно используются и трамваями, и троллейбусами. И содержание этой инфраструктуры только под трамвайное движение тоже будет повышать себестоимость одной поездки.

В результате мы получим трамвай, который будет перевозить около 5% от всего пассажиропотока общественного транспорта. И доля расходов “нерогатого” ТТУ, покрываемое выручкой станет не 54%, а например 30%. Интересно, как быстро после этого начнут раздаваться реплики вроде

“ну и зачем тратить сотни миллионов в год на ржавые, медленные трамваи, которые возят 5 калек. Троллейбусы хотя бы в спальные районы ходили.”