На экранах Радара. Новая маршрутная сеть города. 8


23 ноября 2015 года в администрации города Томска проходила презентация новой маршрутной сети, разработанной в ходе работы пермской компании “Радар”, которая в соответствии с договором, должна была произвести обследование пассажиропотоков и переработать маршрутную сеть в соответствии с полученными данными.

Работа проходила в течении почти что 1 года, и была разделена на несколько этапов. На первом был произведён анализ существующего состояния сети и приняты пожелания и ограничения от заказчика. Кроме того, были собраны данные о расселении томичей по районам города и по точкам интереса (офисы, предприятия, торговые центры, университеты, заведения досуга и т.д.).

Была использована информация от избирательных комиссий, данных от ВУЗов, открытых источников вроде 2GIS.

кол-во жителей

Количество проживающих по районам города

Распределение рабочих мест

Распределение рабочих мест

На втором этапе были произведены обследования пассажиропотоков. Как путём анкетирования (было собрано более 5000 ответов), так и путём выборочного и сплошного обследования.

Пример результатов выборочного обследования маршрута

Пример результатов выборочного обследования маршрута

Учётчик при проведении сплошного обследования

Учётчик при проведении сплошного обследования

Получившаяся в результате матрица корреспонденций

Получившаяся в результате матрица корреспонденций

На третьем этапе на основании этих данных была создана модель пассажиропотоков и на их основе предложено 2 варианта изменения маршрутной сети: идеальный и реалистичный.

Не буду вас томить пересказами о мероприятии, сразу перейдём к делу.

Мы нанесли на карту Томска предлагаемые Радаром новые трассировки маршрутов. Чтобы не перегружать карту, сгруппировали их по конечным точкам отправления.

Среди предлагаемых мер также была перенумерация маршрутов. Это вызвало наибольшие споры собравшихся. Для удобства мы вначале написали новый номер маршрута, а в скобках тот, на смену которого он приходит.

Принцип новой нумерации прост. Он представлен в таблице ниже:

2015-11-26_1043

Для информации по маршрутам кликните на этот значок:

2015-11-26_1046

Маршруты из Каштака:

Маршруты с Иркутского тракта:

Маршруты из Черемошников/промузла

Маршруты из Левобережья/южной части города

Трамвайные и троллейбусные маршруты:

Все маршруты вместе

Теперь немного аналитики.

Работа, проделанная Радаром очень полезна! Впервые за долгие годы мы знаем, откуда и куда ездят томичи. К сожалению, модель неполная. В неё не включены пригородные маршруты, а также автомобильные и пешеходные потоки, но такой задачи перед пермяками и не ставилось в техническом задании.

И изменение маршрутной сети это лишь малая часть того, для чего можно использовать результаты этой работы. Очень здорово, что в своей работе Радар показал “идеальную маршрутную сеть” для Томска (о ней мы расскажем в следующий раз). Теперь мы знаем, что тот пассажиропоток, который есть сегодня, можно перевозить существенно меньшим количеством подвижного состава. Сегодня для этого нужно 642 единицы, в «реалистичной» сети понадобится 612 (-4,5%). В оптимальной сети потребуется всего 336 единиц.

Нам показали направление, в котором нужно двигаться, и чтобы превратить томский общественный транспорт в действительно удобный и быстрый, нужно шаг за шагом реализовывать оптимальную модель. Изменение маршрутной сети на предлагаемую в реалистичном варианте это только первый шаг, ведь большинство проблем, связанных с организацией работы ОТ города сегодня никуда не денется.

Вот что о всё этом думают сами пермяки. Мы задали несколько вопросов Юрию Попову, директору ООО “Радар”.

Как вы оцениваете текущую маршрутную сеть Томска с точки зрения её эффективности?

Очевидно, что ни о какой эффективности маршрутной сети в городе Томске никто и никогда не задумывался. В данный момент не существует такого критерия эффективности, он ничем не измеряется. Скорее всего, вся эффективность оценивается по количеству обращений граждан: нет обращений – нет проблем. Тем не менее, с точки зрения транспортного инженера видно, что количество прибытий к каждому остановочному пункту явно не соответствует пропускной способности остановочного кармана. Основная проблема маршрутной сети г. Томска — высокий уровень дублирования. Так, например, по пр. Ленина следуют 26 автобусных маршрутов из 34. В связи с этим, провозная способность подвижного состава используется неэффективно. Что касается электрического транспорта, прежде всего, троллейбусов, их низкая экономическая эффективность связана, прежде всего, с большими интервалами движения. Пассажиры просто не хотят ждать троллейбус 15 минут, когда автобусы ходят с намного меньшим интервалом. В связи с этим, предложено закрыть часть троллейбусных маршрутов и усилить наиболее востребованные маршруты, чтобы уменьшить интервалы движения. Что касается трамвая – то у него есть огромное преимущество в центральной части города, где он идет по обособленным путям, этот потенциал мы также задействуем в новой маршрутной сети.

Станет ли оптимизация маршрутов панацеей, которая повысит качество пассажироперевозок. Или это не единственная мера?

В данный момент разрабатывается маршрутная сеть. Показаны критерии, по которым оптимизированная маршрутная сеть будет лучше, чем та, которая есть сейчас. Это основные критерии: время реализации транспортных корреспонденций на городском пассажирском транспорте общего пользования, суммарный суточный пассажиропоток, количество пересадок, количество маршрутов и подвижного состава на маршрутах.

Конечно, это совсем не единственная мера, это мера технологическая, мера с точки зрения планирования перевозок. Есть еще управленческий момент, когда нужно формировать ответственные за транспортное обслуживание населения органы и критерии качества работы этих органов. Есть ещё законодательно нормативный уровень, где нужно подготовить необходимую законодательную базу, нормативные документы. Это все необходимые вещи, чтобы поднять качество транспортного обслуживания населения в городе Томске на должный уровень.

Как скажется изменение маршрутной сети на пассажирах и перевозчиках?

Как мы видим из основных показателей, для пассажиров будет существенная экономия времени, а для перевозчиков, как бы это многим не показалось странным, тоже есть существенные плюсы, потому что число пассажиров в общественном транспорте вырастет, следовательно, вырастет выручка перевозчиков.

В каком направлении вы бы порекомендовали развивать общественный транспорт Томска?

Долгосрочные направления, изложенные, в так называемом «оптимистичном» варианте развития маршрутной сети города Томска (где сеть разделена на магистральные маршруты и подвозящие маршруты). Это нормальный подход и нормальная иерархия. Что касается организационно-технических мероприятий, это, прежде всего, введение электронной системы оплаты проезда, которая позволит пассажирам экономить деньги при пересадке, что в перспективе позволит постепенно приводить маршрутную сеть к иерархической.

Почему городу важно иметь транспортную модель, учитывающую всех участников дорожного движения?

Много раз во всех городах мы обсуждаем эту проблему и, в целом, все города России идут по правильному пути, то есть разрабатывают транспортную модель. Последний такой конкурс буквально месяц назад мы выиграли в городе Улан-Удэ, где также, как и в городе Томске, мы год назад проводили оптимизацию маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования. Одной из нашей рекомендацией главе города было создание транспортной модели в г. Улан-Удэ. И нам очень приятно, что через год наши рекомендации были услышаны, о них вспомнили, и сейчас такая работа заказана. Нам представляется, что без транспортной модели очень сложно развивать транспортную систему, очень трудно комплексно оценивать то или иное управленческое решение с точки зрения его эффективности, очень трудно оценивать капиталовложение, необходимость этих капиталовложений, а еще труднее объяснять людям- пользователям транспортной системы почему были сделаны те или иные изменения.

Надеемся, что и наш город созреет для создания полноценной транспортной модели, и у городской администрации появится рабочий инструмент для принятия важных для города инфраструктурных решений, а не как в прошлые годы, когда решения принимались “на глазок”. Да и созданная модель пассажирских потоков пригодится не только для изменения маршрутной сети. Обидно будет использовать универсальный швейцарский нож для заколачивания гвоздей.

Теперь предлагаемая маршрутная сеть вынесена на обсуждение в среде перевозчиков и нас с вами, пассажиров. Нам интересно ваше мнение о проделанной работе и о самих новых маршрутах.

Можете пройти небольшой опрос, или оставить более развёрнутый комментарий.

  • Лёлик Алексеевич

    Пиздец! При чём тут пермяки, вообще??? Куча своих универов и НИИ, а обращаемся на другой конец карты- о какой, нахрен, оптимизации может идти речь!!!

    • Alexey kozyavkin

      И какой НИИ или университет Томска в состоянии сделать такое обследование лучше, чем специализирующаяся на этом организация, владеющая методологией и практическим опытом? В конкурсе участвовали представители ТПУ, которые впоследствии проводили сплошное обследование.

  • Ilya Ageev

    Почему здесь и в проекте на сайте администрации перечни маршрутов разные? Там некоторых не хватает типа 4, а некоторые в неизменном виде от современного, типа 27. Времени нет анализировать, но по проекту, выложенному на сайте администрации некоторые направления, типа предтеченск-центр совсем «лысые»

  • Sl

    Уродство какое то придумали! Вообще не удобно!

  • просто

    Какой ужас! Вместо того, чтобы развивать муниц. транспорт решили его добить? 8ку убрали. До этого убрали 5ку. Как теперь добираться с Академа до 3й гор. больницы? на 53м? через полгорода? на 23 и 30м в разы быстрее, но вы же их решили убрать! и 13й решили убрать. быстрый маршрут с каштака на Фрунзе.

  • Андрей П

    Объясните популярно, нахера менять номера маршрутов? Все уж к старым давным-давно привыкли. Зачем троллейбус 5 убрали? Почему бы опять по кольцу не пустить 4 и 5 как сделали до строительства развязки Комсомольский-Пушкина? Зачем троллейбус 8 убирать? С троллейбусами сделали, чтобы потом выть, что на муниципальном транспорте никто не ездит? Так правильно, пустите вообще все троллейбусы, как пятёрка в последнее время была, раз в час, а потом удивляйтесь, а что это никто не ездит?

    • просто

      5ку троллейбус давно убрали :(

  • Sergey Loschanov

    А… как без 26-го?!