Северский транзит. Наши предложения по оптимизации маршрутной сети.


В транспортно логистике есть термин: мультимодальная перевозка. Это доставка груза из пункта А в пункт Б по одному договору, но с использованием разных способов передвижения (авто, ж/д, авиа, море). Так достигается максимальная эффективность доставки, как по стоимости, так и по времени. Тот же принцип действует и на общественном транспорте. Мы с вами помним, что у каждого типа транспорта своя ниша, и каждый должен использоваться там, где от него можно получить максимум пользы.

Но, к сожалению, в современных российских реалиях по пальцам одной руки очень опытного слесаря можно пересчитать города, которые используют такой подход. Остальные города пытаются забить гвозди кувалдой, перевозя трамваями воздух, или заколотить толстенную заклёпку молотком, перевозя магистральные потоки ПАЗиками, или вообще ГАЗелями. Томск тут не исключение, и система общественного транспорта в нашем городе далека от оптимальной так же, как пляжи Фиджи от Семейкиного острова.

Вот вам небольшой пример.

Рядом с Томском есть город-герой Северск. Это 120 тысяч человек, живущих в 15 километрах от Томска. Порядка 20-25 тысяч человек? а может быть уже и больше, каждый день ездит в Томск на работу или учёбу. Делают они это в основном на автомобилях (живущие рядом с переездом на Смирнова не дадут соврать), кое-кто делает это на общественном транспорте, который представлен тремя маршрутами (401, 405 и 442). И те, и те каждое утро и каждый вечер стоят в огромной пробке. Причем если у водителей есть возможность объехать её через левый берег или через нефтехимовскую трассу, то пассажиры автобусов так сделать не могут.

Маршруты эти обслуживаются в основном старыми-добрыми ПАЗиками. Изредка попадаются автобусы побольше. С марта 2015 года проезд подорожал сначала с 25 рублей до 29, а потом и до 35 рублей. Доехать до Свечного стоит 18 рублей. Перевозчики жалуются, что тариф невыгоден, особенно жалуются на то, что на этих маршрутах действует Единый социальный проездной билет.

На карте маршруты выглядят так:

2016-07-01_1812

По длине оборотного рейса эти маршруты входят в число самых длинных в Томске. Средняя длина — около 60 километров. В день северские маршруты совершают примерно 430 рейсов, и наматывают около 25 тысяч километров. Будучи по своей сути межмуниципальными маршрутами они в том числе играют роль внутригородских маршрутов (особенно 401-й, который соединяет Каштак с пл. Кирова, и пассажиропоток на котором очень сильно разбавлен внутритомскими поездками).

Является ли сегодняшняя ситуация оптимальной с точки зрения эффективности? Ну давайте посмотрим.

Себестоимость одного километра пробега ПАЗ 3205 — около 35 рублей. В эту сумму входит зарплата водителя, кондуктора, расходы на топливо, техобслуживание и амортизацию подвижного состава. Это значит, что в день себестоимость работы всех северских маршрутов — примерно 875 тысяч рублей (35 руб. умножили на 25 тысяч километров). Себестоимость одного пассажирокилометра прикинуть тоже можно. Делим себестоимость километра на полную вместимость (42 человека) и получим, что перевозка одного пассажира на 1 километр в ПАЗике равна 83 копейки.

Много это или мало? Давайте сравним с электротранспортом. Себестоимость километра пробега трамвая в Томске — около 95 руб/км. Почти в 3 раза больше, чем у автобуса. Но вместимость одного вагона трамвая — 140 человек. Себестоимость одного пассажирокилометра — 67 копеек. Себестоимость одного километра пробега троллейбуса — 58 руб/км. При вместимости одного троллейбуса в 72 человека себестоимость пассажирокилометра — 80 копеек. Заметим, что для электротранспорта мы считаем по номинальной вместимости (5 чел/м2), а для маршруток — по полной (8чел/м2).

Мы видим, что электротранспорт экономичнее. Можем ли мы как-нибудь задействовать его для перевозки северчан? Да, с северной части города (АРЗа и Б.Подгорной) ходят 3 маршрута электротранспорта. Один трамвайный (единичка) и 2 троллейбусных (шестерка и восьмерка).

Стоимость одного часа работы трёх северских маршрутов — около 54 тысяч рублей. Стоимость часа работы трамвайного и двух троллейбусных — 18 тысяч и 9,5 тысяч соответственно. Вместе получаем

2016-07-01_1810

Северские маршруты почти целиком дублируют маршруты электротранспорта (а ведь раньше еще была пятерка троллейбуса, которая почти целиком дублировала 401-й на маршруте от АРЗа до Томска-1. Что, если «подружить» эти маршруты (сделать единый билет, удобные пересадки, синхронизировать расписание). А вот что получится.

2016-07-02_1537

Северские маршруты укорачиваем до АРЗа и Большой Подгорной, там бесплатно пересаживаем пассажиров на электротранспорт и везем их по городу. В случае с трамваем единичкой еще и без пробок, для этого запрещаем автомобилям на Розочке выезжать на трамвайные пути.

Протяженность укороченых рейсов снизится на 40%. Вместо 25 тыс. км они будут наезжать в день 14 тысяч. Упадёт и себестоимость часа работы маршрута на те же 40% до 32 тысяч.

Но «переварит» ли этот поток электротранспорт? Посмотрим на провозную способность существующих маршрутов.

Трамвай — интервал в час-пик 7 минут, в час провозная способность в одну сторону — 1700 человек. Наполненность с Б.Подгорной в сторону центра по утрам менее 50%. К Б.Подгорной приезжает 442 маршрут, самый загруженный. В час-пик в Томск выезжает около 16 автобусов. Пусть даже в каждом будет по 50 человек, в итоге получим 800 пассажиров. То есть единичку усиливать не потребуется.

Теперь АРЗ. К нему на двух маршрутах в общей сложности подъезжает 12 автобусов в час, или по 600 пассажиров в максимуме. Провозная способность троллейбусных маршрутов там — 900 человек в час. Но они сегодня идут примерно на 75% заполненными, то есть их нужно будет усиливать. Чтобы увести +375 человек нужно добавить 4 рейса в час (сейчас с АРЗа в час уходит 10 троллейбусных рейсов). Это +40% к общему километражу. Сегодня «шестёрка» и «восьмерка» в общей сложности накатывают 2640 километров. В предлагаемой схеме получим 3700 километров. Час работы троллейбусных маршрутов подорожает с 9500 руб до 13300.

Результатом оптимизации станет увеличение транспортной работы троллейбусов на 1100 километров в сутки (по 58 руб/км), и снижение транспортной работы автобусов на 11 тысяч километров (по 35 руб/км). То есть на работу троллейбусов мы начнем тратить на 63 тысячи больше, а на работу автобусов будем тратить на 385 тысяч рублей меньше.

В общей сложности получим экономию более чем 300 тысяч рублей в день.

Рассчитаем себестоимость одного пассажирокилометра на автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутах сегодня и в случае реализации предложенной оптимизации. В качестве сравниваемого показателя возьмем себестоимость 1 пассажирокилометра. Для этого разделим пассажиропоток маршрутов на себестоимость часа работы маршрутов и среднюю скорость движения (20 км/ч).

Для существующих северских автобусных маршрутов ((54000 руб/ч ÷ 20 км/ч) ÷ 1400 чел)=1,93 руб/пкм

Для укороченных северских автобусных маршрутов ((32000 руб/ч ÷ 20 км/ч) ÷ 1400 чел)=1,14 руб/пкм

Для сегодняшних троллейбусных маршрутов ((9500 руб/ч ÷ 20 км/ч) ÷ 675 чел)=0,76 руб/пкм

Для усиленных троллейбусных маршрутов ((13300 руб/ч ÷ 20 км/ч) ÷ 1275 чел)=0,52 руб/пкм

Для сегодняшнего трамвая ((18000 руб/ч ÷ 20 км/ч) ÷ 850 чел)=1,05 руб/пкм

Для трамвая с увеличившимся пассажиропотоков ((18000 руб/ч ÷ 20 км/ч) ÷ 1650 чел)=0,54 руб/пкм

Представим, что нужно попасть из центра Северска в центр Томска.

Маршрут Северск - Томск

Сегодня его маршрут по себестоимости таков:

Маршрут Северск - Томск (1)

Теперь посмотрим на тот же маршрут, но в оптимизированной версии:

Маршрут Северск - Томск (2)

Маршрут практически не изменился, но добавилась одна пересадка. А себестоимость поездки снизилась более чем вдвое. Раньше всю поездку, длиной 19 км. пассажир проезжал при себестоимости 1,91 руб, получая себестоимость поездки в 35 рублей. А при новой схеме первые 12 км до Б.Подгорной он будет проезжать за 1,14 руб/км, оставшиеся 7 км до ТГУ за 0,54 руб/км. Общая себестоимость поездки будет 17 рублей.

Чудеса? Нет, просто правильная организация работы транспортной системы, когда каждый транспорт обслуживает свою нишу. Производство чудес при таком подходе можно поставить на поток.