Еще про экономику пассажирских перевозок


Всё ближе новый 2017 год. Для транспортной системы города 1 января 2017-го — знаковый день. Тогда начнёт действовать новая маршрутная сеть города.

Претерпев косметические изменения самих маршрутов, она обещает добиться того, чего в Томске не было уже лет 30: а именно контроля за качеством перевозок со стороны муниципалитета. Этому должны способствовать новые договора, которые в отличии от действующих сегодня, должны гарантировать более ответственную работу перевозчиков. Как это будет работать — поглядим. Сегодня хотелось бы не про это.

Транспортные расходы для жителей города наряду с оплатой за коммунальные услуги и тратами на продуты первой необходимости являются базовыми расходами. Их совершает подавляющее большинство жителей города.

В среднем расходы на общественный транспорт составляют 3-4% от месячного дохода человека, а с учётом неработающих (школьников, студентов, пенсионеров), этот показатель увеличивается до 5-6%. Это те, кто передвигается на общественном транспорте. Те, кто ездит на автомобилях тратят значительно больше.

Общую выручку томских перевозчиков посчитать невозможно. Но можно прикинуть. По официальной статистике, за год было перевезено почти 95 миллионов пассажиров. 17,5 млн — на электротранспорте и 77,4 млн — на маршрутках.

При стоимости поездки в 15 и 17 рублей соответственно получаем совокупную выручку 1 млрд. 578 млн. рублей.

Для сравнения, на оплату услуг ЖКХ в Томске тратят около 6 миллиардов рублей.

Для городского бюджета общественный транспорт, как и ЖКУ — это неплохое подспорье для наполнения. Прежде всего за счёт того, что такие большие компании легко контролировать на предмет уплаты налогов на доходы физических лиц. А этот налог обеспечивает более половины налоговых поступлений города. Потому город заинтересован в том, чтобы зарплаты платились белые, а проще всего этого добиться на предприятиях типа Водоканала, теплогенерирующих компаниях или трамвайно-троллейбусного управления.

Среднесписочное количество работников в ТТУ в 2015 году составило 775 человек. При средней зарплате по предприятию в 25 тысяч рублей получаем расходы на ФОТ в размере 232 млн. 500 тыс. рублей (зарплата на руки), плюс НДФЛ (13%) — 30 млн 225 тыс. руб, плюс отчисления в негосударственные фонды — почти 70 млн. рублей. Итого 100 миллионов рублей (при субсидиях в 200 миллионов, получается что половина их них возвращается в бюджет и внебюджетные фонды)

Теперь к маршруткам. В сутки на маршруты выходит около 700 автобусов. При режиме работы 2+2 получаем 1400 водителей, плюс примерно в 40% всё-таки есть кондукторы. Это еще 560 человек. Итого 1960 человек. Это не считая бригадиров, мед. персонала, бухгалтеров и прочего. Если поставить частных перевозчиков в одни условия с ТТУ (ремонтная база, места хранения, техобслуживание, охрана труда), то получится что для обслуживания 600 единиц техники потребуется около 3450 человек. Но пусть будет 1960.

При средней зарплате в те же 25 тысяч расходы на ФОТ для частных перевозчиков должны составлять 588 млн. руб (зарплата на руки), 76 млн. (НДФЛ), и 176 млн (отчисления во внебюджетные фонды). В 2,5 раза больше, чем у ТТУ. Неплохо, хотя с учётом превосходства в выручке в 4 раза это не сильно много. Но и это не всё. Расчёты сделаны с условием, что работодатель платит белую зарплату.

Что же происходит сейчас? Сейчас перевозчики оптимизируют свои расходы, выплачивая серую зарплату. Минималка в Томске это сегодня около 8500 рублей. С учётом этого отчисления в городской бюджет и внебюджетные фонды составляют соответственно 26 млн и 60 млн. Получается, что частные перевозчики перевозя в 4 раза больше пассажиров платят в городскую казну даже меньше, чем ТТУ.

Да, есть еще ЕНВД, который уплачивают частные перевозчики, но суммы по нему обычно не превышают 10 миллионов рублей в год.

С 1 января ситуация изменится, и перевозчики теперь должны будут платить муниципалитету за право осуществлять перевозки. Это можно считать в какой-то мере компенсацией за недоплаченные налоговые отчисления в бюджет города. Но о каких суммах речь? Власти города утверждают, что в бюджет Томска поступило 68 миллионов рублей по результатам аукционов. Вроде бы неплохо, почти что равно отчислениям по НДФЛ за год при условии выплаты белых зарплат. Но есть одно маленькое НО: это сумма за 3 года работы. То есть годовые отчисления не превышают 23 миллионов рублей. В следующем году частные перевозчики ничего в бюджет не перечислят. И через год тоже.

Транспортные предприятия во всём развитом мире — солидный источник для пополнения городских бюджетов. Не исключено, что в некоторых городах отчисления с ФОТ превышают сумму субсидий, выделяемых муниципалитетом для поддержки работы этих предприятий. По большому счёту это некий аналог транспортного налога, но с пассажиров общественного транспорта (только направляемый напрямую в бюджет города). Заставляет посмотреть на общественный транспорт немного по-другому, не так ли?

:)

PS: Для примера попробовали посчитать, сколько отчислений можно было бы добиться в бюджет города при внедрении предлагаемой нами иерархичной маршрутной сети.

Для её работы нужно 560 единиц техники. При коэффициенте 5,7 человек на одну единицу техники получаем 3200 работников. Поднимем среднюю зарплату до 40 тысяч рублей, и получим гипотетически 200 миллионов отчислений в городской бюджет с НДФЛ и 460 миллионов во внебюджетные фонды.