По тупикам, по закоулочкам. Или снова о маршрутной сети.


Под самый конец 2015 года мэрия выкатила обновлённый вариант маршрутной сети. Он был создан с учётом поступивших жалоб и предложений от жителей города и перевозчиков. Похвалим администрацию. В этот раз формат презентации маршрутов намного лучше. Есть интерактивная карта и список предлагаемых изменений. Посмотрим, что получилось.

Во-первых, обращает на себя внимание отказ от перенумерации. Но есть и более важные изменения. Пройдёмся по каждому маршруту.

Начнём с трамваев. 

1 маршрут — без изменений

2 маршрут »

1_tram

Предлагается его закольцевать. С учётом недостаточного количества подвижного состава, кольцо в обе стороны пустить не получится. А делать кольцо в одну сторону — очень странное решение.

3 маршрут »

Пока что без изменений, возможно продление до Подгорной.

4 маршрут — Без изменений

Троллейбусы

1 маршрут — без изменений

2 маршрут »

2_троллейбус

Предлагается продлить до ул.5 Армии и Зелёных горок. Этим маршрутом предлагается заменить автобус 5-го маршрута, только вместо Академгородка вести он будет в Зелёные горки.

3 маршрут »

3_троллейбус

Предлагается продлить до приборного завода.

4 маршрут »

4_троллейбус

Предлагается продлить до АРЗа

5 маршрут »

5_троллейбус

Новой трассировкой 5 маршрута предлагается заменить 20 маршрут автобуса. Но такая замена возможна при наличии достаточного количества троллейбусов, так что пока 20 маршрут автобуса останется.

6 маршрут »

6_троллейбус

Самое «гениальное предложение». Продлить маршрут до Подсолнухов и Академа конечно очень заманчиво звучит. Только не в оба этих района сразу. Общая длина маршрута — 22,7 км. Крюк в Академгородок имеет длину 5,3 км, или 23%. А это означает, что соблюдения заданных интервалов потребуется на четверть больше троллейбусов. Кроме того, представим что пассажиру нужно проехать из Подсолнухов до пл. Ленина. Без крюка это 11,5 км. Вместе с крюком в Академ получается 16,8. Или +60% к пройденному расстоянию. Отправлять вместительный подвижной состав на такие перепробеги, с учётом их дефицита, шаг по меньшей мере сомнительный.

На этом всё. Маршрутов по пр. Комсомольскому новой схемой не предусмотрено.

Автобусные маршруты

1 маршрут »

1 автобус

Этот маршрут призван заменить собой аж два ныне существующих: 28 и 30. Жителям Подсолнухов опять предлагают совершить экскурсию в Академгородок, а также на Московский тракт. Не очень хорошие новости для проживающих на ул. Алтайской.

2 маршрут »

2_автобус

Яркий пример ухудшения качества транспортного обслуживания пассажиров ради обеспечения беспересадочности. Для сохранения связи Томска-Северного с центром после отмены 3 маршрута пассажирам, севшим на Приборном, придётся совершать шестикилометровую экскурсию. Хотя быть может беспересадочность тут не при чём, и в администрации просто захотели сделать маршрут, напоминающий по очертаниям улиточку.

3 маршрут — отменяется из-за дублирования троллейбусного маршрута.

4 маршрут »

4_автобус

Изменения не принципиальные. Вместо крюка «Кирова-Елизаровых-Лагерный сад» будет крюк «Фрунзе-пл.Кирова-Лагерный сад»

5 маршрут — без изменений. Отменяется при условии продления 2 маршрута троллейбуса до Академгородка.

6 маршрут »

6_автобус

На севере вместо Спутника планируется пустить маршрут до Соснового бора, а вместо связи с южной частью Томска предполагается перенаправить его на Восток, до Науки. С частью рейсов до Заварзино.

8/9 маршрут — без изменений

10 маршрут »

10_автобус

Незначительные изменения. Экскурсия на Спичфабрику и потенциальное обслуживание Южных ворот. Количество жителей там планируется приличное, значит интервалы движения нужны небольшие. Заезд на Спичку в в этих условиях потребует большего количества автобусов на линии.

11 маршрут — без изменений

12 маршрут »

12_автобус

Предложения пермяков по 12 маршруту вызвали очень много возмущения у жителей Степановки. В новой версии маршрут оставили на Ленина, с продлением до ЛПК. Ложкой дёгтя станет крюк «905 года-Пушкина-Д.Ключевская». Вместо того, чтобы поехать прямо, автобус проедет лишние 1,5 километра. Еще и с перепадом высоты в сотню метров. Обратите внимание, с какой скоростью едут заполненные пазики вверх по Кузнечному взвозу. Не говоря уже о том, что в вечерний час-пик автобусы будут терять по 10-15 минут в пробке перед перекрестком Яковлева и Пушкина.

14 маршрут »

14_маршрут

Кольцевой 13-14 маршрут планируется «расцепить» и пустить от Академгородка (с частью рейсов из Родионово) через Бактин до Чубаровцев. Интересно будет посмотреть на цифры планируемого пассажиропотока этого маршрута, и планируемые интервалы. По ощущениям, автобусы будут ходить полупустыми. Но надо смотреть модель.

16 маршрут — нет данных, возможна отмена после продления 6 маршрута троллейбуса.

19 маршрут »

19_маршрут

Если вы планируете купить квартиру в Южных воротах и часто ездить в Изумрудный город, то для вас есть 2 новости. Хорошая: вы сможете добираться без пересадок. Плохая: перед этим вам нужно будет заехать на Мокрушина, доехать до АРЗа, и Томска-II.

22 маршрут »

22_автобус

Изменения небольшие. Часть рейсов будет идти из Кузовлево, а с другой стороны маршрут продлён до Предтеченска. Маршрут весьма длинный, и сохранение приличных интервалов потребует увеличения количества автобусов, выходящих на линию.

23 маршрут — нет данных

24 маршрут — без изменений

25 маршрут — без изменений

26 маршрут — без изменений

27 маршрут »

27_автобус

Продляется до ОКБ и до Предтеченска, с незначительными поправками в центральной части. Сохраняется интересная особенность маршрута, когда он по пути из ОКБ не заезжает в Солнечный, а двигаясь из центра заезжает.

28 маршрут — закрывается

29 маршрут »

29_автобус

Практически без изменений, с продлением до строящегося микрорайона Радонежский.

30 маршрут — закрывается

31 маршрут »

31_маршрут

Еще один маршрут, призванный обеспечить транспортную доступность Радонежского. Из-за этого он теперь будет не на 100% дублировать первый маршрут трамвая, а на 70%.

32 маршрут »

32_автобус

Продляется до ЛПК на Севере и до Просторного на Юге, с заездом в пос.Геологов.

36 и 37 маршруты »

36_автобус

37_автобус

Оба этих пригородных маршрута переносятся с Томска-I до Сибирской. 37-й продляется до Эушты.

38 маршрут »

38_маршрут

Переносится из ОКБ на Ивановского.

53 маршрут »

53_автобус

На этот раз предлагается избавиться от рогатки «Бактин-Ивановского» и продлить маршрут до Росинки.

60 маршрут »

60_автобус

В южной части переносится на Мокрушина.

81 маршрут »

81_маршрут

Продляется на Западе до Дзержинского, а на Востоке до Подсолнухов. Превращается из пригородного в пригородно-городской маршрут, обслуживающий один из самых загруженных пассажирских направлений. В этой связи особенно интересна загогулина в восточной части маршрута, дающая +5 км к его длине. Не самое лучшее решение.

В качестве небольшого резюме. Возникает вопрос: зачем нужно было привлекать специалистов для разработки модели пассажиропотоков Томска. Предложенная маршрутная сеть могла быть создана и без помощи компании Радар, как говорят в интернете «знающими город людьми». Эти «знающие люди» в итоге вместо того, чтобы поменять шило на мыло (в случае, если бы была принята модель, предложенная пермяками, и сохраняющая беспересадочность), на просто немного подшлифованное напильником шило.

Общая протяженность автобусных маршрутов на сегодня равна 1173 км, в предлагаемой администрацией сети 1167. И это с учётом закрытия пяти маршрутов. Средняя протяженность маршрутов вырастет с 37,6 до 43 км. Если сегодня лишь 9 автобусных маршрутов имеют общую длина оборотного рейса более 40 км, то в новой схеме таких маршрутов будет уже 17, включая 3 длиннее 60 км.

Такая же ситуация с троллейбусными маршрутами. Сегодня их протяженность 198.2 км, в новой сети предлагается 215.7 км, и это с учётом закрытия двух маршрутов.

Всё это приведёт к необходимости увеличивать количество подвижного состава для сохранения интервалов движения. И сделает еще менее рентабельной покупку более вместительных автобусов.

В общем, в стремлении угодить всем жителям города, власти родили схему, которая будет способствовать дальнейшей деградации общественного транспорта в Томске.