Анализ улично-дорожной сети Томска


В этом материале проанализируем улично-дорожную сеть города.

Уличнодорожная сеть (УДС) — совокупность городских дорог, улиц, проездов, включая основную проезжую часть, газоны, тротуары, наружное освещение и другие элементы благоустройства, а также дорожные покрытия инженерных сооружений (мостов, путепроводов).

В качестве источника информации использовались данные из приложения 1 к муниципальному контракту на содержание УДС между администрацией города и САХом.

Для начала общие показатели для города и присоединенных территорий.

Площадь проезжей части, тыс. кв.м.Длина, кмПлощадь тротуаров, тыс.кв.м. Площадь технических тротуаров, тыс. кв. м. Площадь газонов, тыс.кв.м.
5,886.981786,8735 061123 4291 096 912

Теперь начинаем препарировать исходные данные.

Сперва отделим проезжую часть непосредственно Томска от присоединенных территорий.

Затем рассмотрим категории дорог.

Категорийность дороги — это параметр, необходимый для составления графика уборки дорог. Дороги делятся на 3 категории. Если на дороги первой категории нужно сгребать снег 15 раз в месяц зимой и мыть 6 раз в месяц летом, то для третьей категории это соответственно 4 расчистки снега в месяц и ни одной мойки. В целом деление по категориям отражает значение улицы для транспортной системы города.

Итак, каковы же показатели дорог разных категорий?

КатегорияПлощадь проезжей части, кв.м.Длина, кмПлощадь тротуаров, кв.м. Площадь технических тротуаров, кв. м. Площадь газонов, кв.м.
11 890 906140,3494 898114 499554 697
21 199 391148,9201 34216 320417 555
31 706 584312,731 030051 260
Присоед. терр.1 100 100196,821 791099 400

Отдельной строкой информация по присоединенным территориям

Можно назвать главной отличительной особенностью улиц 3 категории отсутствие технических тротуаров.

Вот какая деталь бросается в глаза. Общая площадь проезжей части по всем трём категориям улиц в пределах Томска составляет почти 4,8 млн м². В этом году было запланировано отремонтировать 380 тыс. м² проезжей части. Это 8% от площади дорог. Такими темпами для ремонта 100% томских дорог потребуется 12,5 лет. Что будет с отремонтированным участком улицы через 12 лет легко представить. Это к вопросу о том, когда в Томске будут хорошие дороги. Впрочем, хороших тротуаров ждать еще дольше. Площадь тротуаров в Томске 727 тыс. м² из них в этом году планируется отремонтировать 2,8 тыс м², или  0,4% от общей площади.

Не на всех томских улицах есть тротуары.

КатегорияОбщая длина, кмДлина участков без тротуаров, км%
1140,318,713,3%
2148,841,227,5%
3312,7292,393,4%

Хотя то, что в официальных документах называется тротуаром, часто может лишь отдаленно его напоминать.

Перейдём к средней ширине проезжей части, тротуаров и газонов.

КатегорияСредняя ширина проезжей части, мСредняя ширина тротуара, мСредняя ширина технического тротуараСредняя ширина газона
113,541,24,4
281,90,63
35,451,5202

Из этих данных получаем представление о поперечном профиле типичной томской улицы, с разбивкой по категориям.

1_категория

Есть сомнения в правильности данных САХа, замеры некоторых улиц показывают, что их ширина больше указанной в приложении, но положимся пока что на эти данные ввиду отсутствия иных.

Можно сделать сразу несколько выводов из этой информации.

а) Почти на 20% улиц первой и второй категории отсутствуют тротуары. Это транспортный каркас города, и отсутствие на нём пешеходных дорожек говорит о недостаточной связности пешеходной инфраструктуры

б) На 105 км. городских улиц есть технические тротуары, со средней шириной почти метр. Это отличное подспорье для развития велоинфраструктуры. К примеру, на пр. Ленина от Лагерного сада до Новособорной относительно дёшево и быстро можно проложить велодорожки.

в) В Томске наблюдается сильнейший дисбаланс между финансированием ремонта пешеходной инфораструктуры и автомобильной. Занимая почти 11% от общей площади УДС (14% для дорог 1 и 2 категории), тротуары получают намного меньше внимания со стороны властей города. Для сравнения, проезжая часть занимает 71,8% от УДС (63,2% для улиц 1 и 2 категории)