Университетский подарок


В штате Мичиган есть городок Энн Арбор (Ann Arbor). Городок небольшой, всего 120 тыс. населения. В нём расположен кампус Мичиганского университета, входящего в список лучших в США. В городе проживает около 40 тысяч его студентов. Будучи своеобразным «градообразующим предприятием», университет играет важную роль в жизни Энн Харбора, и по мере возможности пытается сделать город лучше. Ведь тогда лучше станет и студентам, а значит повысится привлекательность университета для абитуриентов, которые заплатят за учебу и принесут университету деньги.

Руководствуясь такими сугубо прагматичными соображениями, университет решил провести исследование транспортной системы города. Изучив пассажиропотоки, был сделан вывод, что неплохо бы построить магистральный вид транспорта для улучшения качества транспортного обслуживания жителей города. В частности, был выделен коридор с пассажиропотоком в 30 тыс. человек в день. Дальнейшим предметом для исследования стало изучение возможных вариантов организации этого магистрального транспорта, а именно ЛРТ или БРТ. После оценки всех факторов был сделан вывод, что БРТ хоть и потребует меньше капитальных затрат для запуска, в долгосрочной перспективе уступит ЛРТ за счет более высоких эксплуатационных издержек.

Результаты исследования были представлены городскому совету Энн Арбора, который поддержал инициативу по строительству линии трамвая, которая соединила бы разные кампуса университета, а также медицинский центр с другими частями города. Протяженность линии составит 7,7 км, а ориентировочная стоимость строительства — около 600 млн. долларов. Средства будут выделены из местного и федерального бюджетов. Часть работ по проектированию в сумме 3,2 млн. долларов профинансирована самим университетом. В конечном счете проект Connector, начавшийся как университетская инициатива, через 4 года превратится в трамвайную систему.

Схема будущей трамвайной линии

А теперь попробуем наложить проекцию Энн Арбора на наш город. 80 тысяч студентов на 500 тысяч населения. Несколько ВУЗов, входящих в число лучших в России. Даже в уставе города написано, что вузовский комплекс является для города градообразующим. Студенты — один из важнейших пользователей общественного транспорта. И ничего подобного описанной выше истории пока что нет. Недавно был поднят вопрос, что студенты пострадают от введения новой маршрутной сети. Можно сказать, что они страдают и от действующей сети. В нашем опросе выяснилось, что 87% студентов, принявших в нём участие, недовольны качеством поездки в общественном транспорте. Но ВУЗы, к сожалению, самоустранились от решения этой проблемы. Хотя обладают и финансовыми, и что более важно, умственными ресурсами если не для решения, то хотя бы для более глубокого понимания ситуации.