Транспорт в Томске
Анализ текущего состояния транспортной системы Томска
Введение
Транспорт — один из ключевых элементов жизни города. Во многом именно он определяет, как город выглядит, насколько в нём комфортно и безопасно жить. С транспортной системой города так или иначе сталкиваются практически все жители города ежедневно. Сообщество «Умный транспорт Томска» подготовило свою оценку существующей ситуации в сфере транспорта в Томске. Предлагаем с ней ознакомиться…
Часть 1: Автомобилизация и улично-дорожная сеть
Сколько сегодня в городе автомобилей, и сколько дорог
Цифры
190 тысяч
Автомобилей зарегистрировано в Томске в 2018 году. Это на 35% больше, чем в 2010-м. Ежегодный прирост парка личного автотранспорта составляет 5-6 тыс. автомобилей.
<30 км
Новых дорог построено за последние 8 лет. Это всего лишь 0,5% прироста по сравнению с 2010 годом.
646
Автомобилей на 1000 томичей прогнозируется в генплане к 2035 году. Это на 80% больше, чем сейчас.
80%
Загрузка основных магистралей в часы-пик. 14 улиц Томска загружены на 100% и более.
Вывод
Если ситуация продолжит развиваться в том же духе, то уже через несколько лет перегруженными в час-пик будет не 14 улиц, а гораздо больше. Люди продолжат покупать личные автомобили и пересаживаться на них с общественного транспорта.
Часть 2: Общественный транспорт
Куда должны пересаживаться владельцы личных автомобилей, чтобы в городе было меньше пробок?
Цифры
4.8
Баллов из 5 - средняя загрузка общественного транспорта в час-пик. На многих участках загрузка транспорта более 100%
0,3 км
Длина выделенных полос для общественного транспорта в Томске (на пр. Фрунзе от Крылова до Ленина в одну сторону). 0 км
Выделенных полос планируется обустроить по Генплану к 2035 году
26,3%
Снижение пассажиропотока томского общественного транспорта с 2010 года.
50% - снижение пассажиропотока электротранспорта.
~150 тыс.км
В день проезжает весь томский общественный транспорт.
В 3-4 раза меньше эффективность по сравнению с аналогичными по размеру западноевропейскими городами.
Вывод
Общественный транспорт в Томске сегодня деградирует, и теряет пассажиров. Они пересаживаются в такси и личный автомобили. Электротранспорт вообще находится под угрозой закрытия из-за неграмотной транспортной политики Администрации Томска.
Часть 3: Пешеходная инфраструктура
Пешеходами являются все жители Томска, вне зависимости, есть у них автомобиль или нет.
Цифры
>40
пешеходных переходов было ликвидировано в Томске за последние годы.
7 переходов ликвидировано только на проспекте Ленина
350 км
Улично-дорожной сети Томска не имеет тротуаров на 2018 год
60 км из этих улиц относятся к 1 и 2 категориям
~2000
человек в год получают травмы, подскользнувшись на томских тротуарах
191 человек - "рекорд" пострадавших за одну неделю
Вывод
Пешеходная инфраструктура города планомерно деградирует. Начиная с изменений схем организации движения (ликвидация пешеходных переходов, сокращение зеленых фаз светофоров), сужением тротуаров для организации парковок, и заканчивая эксплуатацией пешеходных дорожек. После дождя на них много луж, а зимой они превращаются в опасный для здоровья каток.
Часть 4: Экология
Чем мы дышим, и как на это влияет транспорт
Цифры
101
тыс. тонн - объём выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу от транспорта
Это +22% к уровню 2010 года
13 из 13
Обследованных перекрестков в Томске, имеют превышение ПДК загрязняющих веществ
на 4 из 13 зафиксировано превышение ПДК диоксида азота
15.51
Интегральный индекс загрязнения атмосферы по данным центра мониторинга окружающей среды
Такой показатель классифицируется как очень высокий
123
тыс. тонн вредных веществ будет выбрасывать транспорт в Томске к 2035 году при сохранении текущих тенденций
Это +50% к уровню 2010 года
Вывод
Экологическая ситуация в городе неблагоприятная. Если продолжится неконтролируемый рост автомобилизации и загруженности дорог, то атмосферное и шумовое загрязнение в будущем еще сильнее будет ощущаться жителями города
Часть 5: Безопасность
Автомобиль помимо всего прочего - источник повышенной опасности. Какова ситуация в Томске в плане безопасности дорожного движения:?
Цифры
415 ДТП
С пострадавшими произошло в 2018 году в Томске
Всего 2 раза начиная с 2000 года число таких ДТП было больше
4304 человека
Получили травмы в ДТП начиная с 2010 года.
В том числе более 2000 пешеходов
>90%
расходов подпрограммы "обеспечение безопасности участников дорожного движения" - это ремонт дорог
Менее 10% - это светофоры, лежачие полицейские и освещение пешеходных переходов
Вывод
Несмотря на усиленную борьбу с аварийностью на дорогах, число ДТП с пострадавшими не снижается. Томск по этому показателю опережает города Западной Европы в несколько раз.
Часть 6: Парковки
Все автомобили нужно где-то хранить. Парковочный вопрос - один из наиболее острых во многих городах. А что с этим в Томске?
Цифры
104 тыс
Уличных парковок и машиномест в гаражах официально обустроено в Томске
Более 190 тыс - количество автомобилей в Томске
98%
Томичей сталкиваются с проблемой припаркованных на тротуарах автомобилей
79%
Томичей - владельцев автомобиля сталкиваются с проблемой поиска парковочного места возле работы или возле места жительства
Вывод
На сегодняшний день в Томске нет механизма регулирования спроса на парковочные места, что приводит к их постоянному дефициту во многих местах города.
Часть 7: Велосипедная инфраструктура
Вывод
Обойдёмся без цифр. Велосипедной инфраструктуры сегодня в Томске нет. Как нет никакого понимания со стороны городской администрации, что велосипед - это не только "в парках покататься", а еще и способ перемещения по городу.
общий вывод
Что происходит с транспортной системой Томска?
Из информации выше можно сделать заключение, что транспортная политика Томска последних 20 лет привела к провальным результатам по всем направлениям.
Что делать?
Томску необходима комплексная транспортная стратегия, которая сможет решить накопившиеся за эти годы проблемы. Приходите на митинг "Томичи за достойный транспорт", если не хотите, чтобы в следующие 20 лет транспортная политика не была такой же провальной.