Куда потратить городскую землю?


Как известно, земля в городе — ресурс дефицитный. Особенно в центре, где плотность проживающих и работающих людей высокая. Как и любой конечный ресурс, расходовать его необходимо рационально. А «потратить» землю в городе есть на что. Жилые и административные здания, тротуары, дворы, не забыть бы про парки и зоны отдыха, ну и дороги с парковками, куда же без них.

Общая площадь Томска — 7800 Га. Совокупная площадь проезжей части Томских дорог — 480 Га. То есть проезжая часть занимает почти 7% от территории города. И это с учётом спальных районов, где плотность дорог сильно ниже, чем в центре. В центре около 10-15% всей земли отведено под проезжую часть. И этого явно недостаточно для того, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд всех желающих. Пропускная способность основных транспортных узлов города уже давно исчерпана, и чем дальше, тем сильнее становится загруженность дорог. Если спросить среднестатистического жителя города «как справиться с пробками» ответ будет затрагивать либо строительство новых дорог, либо расширение существующих. То есть перераспределение земельных ресурсов в пользу автомобилистов. Это сейчас и происходит у нас в городе. Строительство новых дорог, расширение существующих, ликвидация газонов и сужение тротуаров для новых парковок, автомобилизация пешеходных улиц. Этот процесс идёт постоянно.

Но вот почему это движение в неправильном направлении. Вот схематичное изображение спроса на дорожную инфраструктуру на протяжении дня:

Спрос на дорожную инфраструктуру Томска

Спрос на дорожную инфраструктуру

Красной линией обозначена пропускная способность дорог. Всё очевидно: есть два чётко выраженных пика, когда пропускной способности дорожной инфраструктуры не хватает для того, чтобы качественно «обслужить» всех желающих. Ночью спрос на дороги минимальный, а в течении дня дороги вполне справляются с автомобильным потоком. Итого на протяжении 80% времени (а то и больше, с учетом выходных), пропускной способности дорог хватает для передвижения без пробок.

Как сегодня пытаются решить проблему пробок в Томске? Всё просто: пытаются передвинуть красную линию (пропускную способность улиц) выше. То есть вкладываются огромные средства, изымаются всё новые и новые земельные ресурсы для того, чтобы построить то, что будет не задействовано на полную мощность более чем в 80% времени. Вот как выглядит город, дороги в котором построены для того, чтобы справляться с пиками спроса со стороны автомобилистов:

80% времени это просто полупустое асфальтированное пространство

За примерами далеко ходить не надо и в Томске. Вот развязка на 4 поликлинике.

4polikl

Почти 100 тысяч квадратных метров фактически изъяты из городской жизни для того, чтобы справляться с нагрузкой в течении 20% суток. Остальные 80% это не задействованная на 100% площадь, что мягко говоря не совсем рационально. Это примерно как лепить дома пельмени 5 раз в году, и специально для их хранения купить еще один холодильник. Который стоял бы пустым всё остальное время.

Не забываем и про стоимость содержания дорог. Каждый новый квадратный метр — это +N рублей на последующий ремонт и на уборку снега. Само собой, это не значит что вообще не нужно строить дорог. Ведь в конце концов город растёт, и необходимо обеспечивать банальную транспортную доступность. Но пытаться вместить всех желающих расширением существующих улиц — не лучшее решение. Но какая есть альтернатива? Посмотрим на тот же график, спроса на перемещения, но на этот раз для общественного транспорта в Томске.

Загруженность общественного транспорта в Томске

Загруженность общественного транспорта в Томске

Нет, это не лень автора текста, просто картина с общественным транспортом примерно такая же, что и с автомобилями. Только вместо пропускной способности улиц по оси игрик отложена заполненность подвижного состава (ночной спрос на общественный транспорт удовлетворяется такси). Сегодня в Томске из-за доминирования «ПАЗиков» в качестве подвижного состава наблюдается переполненность автобусов в часы-пик и пустые салоны в межпик. Решение этой проблемы также лежит в перемещении красной линии (общей ёмкости подвижного состава) выше по оси игрик.

А добиться этого можно несколькими способами. Увеличить количество подвижного состава, заменить его на более вместительный, повысить его оборачиваемость на маршруте за счёт выделенных полос, построить внеуличный транспорт вроде трамвая на выделенной полосе. Всё это стоит значительно дешевле, чем расширение дорог и строительство развязок, и позволяет довольно быстро решать задачи перевозки большого количества людей.

Но вернёмся к тезису о городской земле как о ценном и конечном ресурсе. Принятие и осознание того факта, что дороги 80% времени недозагружены, а 20% времени перегружены откроет массу возможностей для перераспределения городской земли под более «гуманистические» цели. Если большую часть времени автомобильный поток может обслужить всего одна полоса, то зачем делать три? И так далее. При таком подходе к решению транспортных проблем невозможно себе представить запуск автомобильного движения по пешеходным улицам и расширение 4-х полосных дорог до 6 и 8 полосных. Вот только когда наступит понимание таких довольно простых истин со стороны лиц, принимающих решения — большой вопрос.