Анализ
В чём проблема микрорайона «Южные ворота»?
Или как загнать десятки тысяч людей в транспортную ловушку
В последние годы в Томске реализуются крупнейшие девелоперские проекты. Можно по-разному относиться к деятельности ТДСК, но нельзя не признать то, что за последние 7-9 лет они кардинально преобразили городской пейзаж. В новые районы переехали жить десятки тысяч томичей. Распределение жителей по городу поменялось, и вслед за ним поменялись и направления перемещений.
Городские власти не успевают за этими изменениями. За примерами далеко ходить не надо. Возьмём показательную мегастройку последних нескольких лет: микрорайон Солнечный (Подсолнухи, Солнечная долина, Заречный). Рассмотрим этот район с точки зрения транспортной доступности. Вот что о нём говорит сайт ТДСК...
Транспортная доступность тоже на высоте! Дороги на Клюева и Обручева новые, схема движения удобная. На выбор три маршрута: № 25, № 27, № 30. Четверть часа, и вы уже в центре! Быстро и без пробок.
«Хотите стоять в пробке в комфорте? Покупайте автомобиль! Нет денег на машину? Стойте в тех же пробках, но уже в переполненных маршрутках.» — говорит нам реальность.
Почему так произошло? Посмотрим на маршруты общественного транспорта, проходящие через Солнечный. Всего их четыре: №11, №25/52, №27 и №30
Казалось бы, неплохо! Почти весь город охвачен, за исключением Черемошников. Теперь обратимся к расписанию маршрутов.
Максимальная загрузка ПАЗика (когда при высадке пассажиров на остановку вместе с ним выходит еще 5 человек, потом заходят обратно) составляет около 50 человек. Всего за 2 часа (с 7-30 до 9-30 утра) из Солнечного выезжает 66 Пазиков. Это означает, что 3300 человек могут уехать из района на общественном транспорте при максимальной загрузке автобусов. Еще сколько-то людей дойдет практически 2 км в горочку, чтобы сесть на Суворова.

При этом только лишь в Подсолнухах 3850 квартир , в Заречном 797 , плюс новые дома в микрорайоне №5. Да и жители "старого" Солнечного никуда не делись.

По ссылке приведен подробный отзыв жителя подсолнухов о транспортной доступности района.

Но это слова одного человека, для более объективной оценки ситуации обратимся к проведенному нами ранее опросу жителей города.

Опрос прошло 46 человек из Солнечного (5% от всех ответивших). Это примерно равно доле томичей, проживающих в данном районе. Ниже приведена сравнительная таблица их ответов и ответов остальных томичей.
Мы видим, что по всем компонентам Солнечный очень сильно отстаёт. Особенно бросается в глаза превышение среднего времени поездки на общественном транспорте на 60%, а также четырехкратный перевес пересаживающихся. Это значит, что не все маршруты подходят для местных жителей, и поэтому им приходится переплачивать в 2 раза за поездку каждый день.

Жить в Солнечном можно комфортно в двух случаях: либо обладая автомобилем, либо если на работу нужно не к 9 утра. Теперь вопросы транспортной доступности решают в экстренном порядке. Есть проект продления троллейбусного маршрута от депо до Зеленых горок. Правда, то, что троллейбус будет стоять вместе с другими автомобилями в пробке на Осенней, мало кого волнует. Еще есть планы оптимизации маршрутной сети по принципу "тришкин кафтан". Но в обоих случаях это не сильно приблизит жителей тех же подсолнухов к счастью, ведь до Зеленых горок еще идти пешком полтора километра.

В общем, тяжело жить в Солнечном без машины. Хотя ничего не мешало подумать на будущее и провести туда внеуличный общественный транспорт, или, на худой конец, предусмотреть выделенную полосу для автобусов.

Что самое приятное в процессе наступления на грабли? Конечно же, возможность снова получить по лбу. Через несколько лет по лбу получат жители микрорайона «Южные ворота», строительство которого начала та же ТДСК.
Немного цифр
70 гектаров
Застраиваемая территория
540.000
Квадратных метров планируется построить
18.000
Людей будет жить в районе
Ближайшие остановки расположены более чем в километре от центра микрорайона. Но это не самое страшное, маршруты могут протянуть ближе (хотя, мы помним, сколько ждали этого жители Солнечного). Посмотрим на расписание проходящих мимо маршрутов.
112 автобусов за 2 часа увезут максимум 5600 человек. Это с учетом уже проживающих в Зональном и на Степановке.

Итак… Почти 20 тысяч человек будут проживать в районе, отрезанном от остального города железной дорогой и имеющем 2 въезда в город. И оба уже сегодня не справляются с нагрузкой. Упс…

Конечно, можно надеяться на строительство дороги ТВЗ-Аэропорт, которая даст жителям возможность выехать в Академгородок (из которого, впрочем, многим нужно будет попасть дальше в центр, через уже довольно загруженную Балтийскую/Фрунзе/Елизаровых), но ещё нужно дождаться строительства этой дороги. Еще надежда на тоннель под ж/д в районе ул. Континентальной (который быстро и с комфортом приведёт поток к пробке на Транспортном кольце).

"Близость Кировского района — тоже привлекательный фактор для будущих новосёлов: здесь расположены престижные учебные заведения и вузы, развлекательные и торговые центры, до которых от строящегося района рукой подать. Уже сейчас на автомобиле до площади Южной можно доехать за десять минут." — говорится на странице, посвященной новому микрорайону. Про общественный транспорт тактично умалчивается.

В результате мы получим район-близнец Солнечного, помноженный на перекрытые переезды. Плохо ходящий, стоящий в диких пробках, переполненный общественный транспорт, повышенное автомобилепользование. Вставшие намертво Мокрушинский и Степановский переезды, заглохшее в пробках транспортное кольцо вслед за повысившейся нагрузкой на дорожную сеть района. В общем, «Четверть часа, и вы уже в центре! Быстро и без пробок.» дубль два.

Вместо того, чтобы в очередной раз начинать увлекательный спарринг с граблями, можно для разнообразия попробовать сделать все грамотно.

Для начала нужно осознать, что перед тем, как строить дома, неплохо бы подумать, как оттуда будут выбираться на работу жители. Продумать транспортную доступность района и рассчитать, какие изменения в транспортную модель города он принесёт.

К слову, о транспортной модели. В конце 2014 года были подведены итоги муниципального конкурса на создание модели пассажирских потоков. Победителем стала пермская компания Радар, имеющая опыт построения таких моделей по всей России. Это очень позитивный момент. Ребята — профессионалы своего дела, и мы уверены, что они сделают свою работу качественно. Анкетирование жителей города уже началось. Но мы знаем, что транспортная система города — это совокупность всех способов передвижения по нему. Для принятия решения необходимо иметь возможность смоделировать все возможные сценарии. И модель-то такая есть, правда, вряд ли поддерживается в актуальном состоянии, и тем более есть сомнения, что она вообще используется для принятия решений, касающихся дорожной инфраструктуры.

Чтобы "Южные ворота" не превратились во второй Солнечный, нужно обеспечить его будущих жителей возможностью добираться в город быстро и независимо от ситуации на дорогах. Пока есть такая возможность, нужно спроектировать продление трамвайной линии до микрорайона (как вариант, через будущий тоннель в районе ул. Континентальной). Длина ветки в таком случае будет 4 км. Самое главное, что провозная способность самого узкого места (а именно выезда из микрорайона через пл. Южную) будет увеличена в несколько раз, так как появится вид транспорта, не зависящий от пробок.

Инвестиции в микрорайон составят около 30 млрд. руб. 4 км трамвайной линии это от 500 млн. до 1 млрд. рублей (в зависимости от сложности проекта). Это 1,5-3% от общей суммы инвестиций. Даже если ТДСК полностью оплатит строительство ветки, это довольно небольшие на общем фоне деньги. Которые можно будет с лихвой отбить за счет повышения стоимости квартир. Переплатить за квартиру 3% с условием что реально можно будет доехать в центр за 15 минут без пробок? Хорошая сделка, особенно если учесть что покупка квартиры в этом районе на 90% означает еще и покупку автомобиля.