Концепция развития транспортной системы томска
Как сделать транспорт в Томске лучше
Часть 1. Вводная
Транспорт это сфера, которая пожалуй сильнее всего влияет на город. Это не только про то, как быстро мы доезжаем. Это как мы живём в городе. Чем дышим, как слышим друг друга. Поэтому продуманная и хорошо управляемая система транспорта жизненно важна.
Такая универсальность и важность транспорта приводит к интересному явлению. Почти у каждого жителя есть своё мнение на этот счёт. "Добавить еще одну полос и поедет", "развивать муниципальный автобус как альтернативу частникам", "строить бесплатные парковки". Эти и много других мнений можно услышать под любой новостью про транспорт в СМИ или в социальных сетях.

Парадоксально, но примерно тот же набор мнений царит и в коридорах власти. Такое "обывательское" восприятие этой сферы приводит к бесконтрольному развитию транспорта. В городе сегодня отсутствует профессиональный подход к оценке сложившейся ситуации и путей выхода из неё.

Кроме того, отсутствует площадка, на которой можно было бы обсуждать видение того, какой будет транспортная система Томска через 10-20 лет. Тем не менее, несмотря на отсутствие такой площадки, нам есть что сказать. Поэтому будем писать здесь.
В этом цикле мы попытались собрать воедино материалы, наработанные за время работы сообщества Умный транспорт Томска, то есть с 2013 года.
Начнём с формулирования главной проблемы транспортной системы города.
Определяем главную проблему с транспортом в Томске
Часто приходится слышать мнение, что отсутствие денег - главная проблема. Дай нам бюджет как в Москве, и никаких проблем не будет. Это не совсем верно, на наш взгляд.
Главная проблема Томского транспорта - отсутствие стратегического подхода и целеполагания.
Наблюдая за происходящим с томским транспортом на протяжении 8 лет, мы можем с уверенностью сказать: никакой транспортной стратегии в городе нет, а все действия проводятся хаотично и зачастую противоречат друг другу. Про это более подробно мы писали еще в 2013 году. С тех пор мало что изменилось.

В городе принимаются различные программы развития улично-дорожной сети, общественного транспорта, но практически всегда они проваливаются, а заявленные показатели не достигаются.

Причин тому множество. Один из них безусловно финансовый. Бюджет муниципального образования откровенно мал, чтобы делать что-то для развития. Он больше ориентирован на поддержание текущего статуса кво, да и то получается плохо.

Но финансовое положение - это один из факторов внешней среды, который должен приниматься во внимание при подготовке стратегии. Вот только ведёт себя город так, как будто не вполне осознаёт свои финансовые возможности.
Например, в плане развития улично-дорожной сети заложено строительство нескольких сотен километров дорог и нескольких десятков развноуровневых развязок. Подробнее про это мы писали тут. Для реализации этих планов потребуется несколько сотен лет при текущем уровне бюджетных доходов. Тем не менее, отдельные части этого плана реализуются как ни в чём не бывало.
Итак, на 2022 год ситуация сложилась следующая:

В Томске нет ни долгосрочной, ни среднесрочной стратегии развития транспортной системы даже в рамках муниципалитета, не говоря уже про агломерацию.

Решения в сфере транспорта принимаются «на глазок», без макромоделирования. Более того, принятые решения никак не оцениваются. Мы до сих пор спорим про эффект от 4 поликлиники опираясь на субъективные оценки. Никаких цифр, подтверждающих правоту той или иной точки зрения нет.

Также решения принимаются реактивно. То есть это реакция на внешние факторы. Тогда как на транспортный спрос можно влиять. Проактивное воздействие гораздо эффективнее, ведь если мы реагируем на что-то, значит мы уже на шаг позади. И дальше продолжим реагировать уже на новые вызовы, оставаясь ведомыми обстоятельствами.

Давайте закрепим несколько основных тезисов, которые помогут нам в дальнейшем обсуждать изменения в транспорте.
1. Целеполагание - это основа
«Нас никому не сбить с пути, потому что мы не знаем куда идти». Это не должно быть девизом транспортной политики. Она должна опираться на дерево целей и постоянно сверяться на предмет соответствия этим целям каждого принятого решения.
2. Управление, а не реакция
Невозможно решить проблему, если не взять её под контроль. Не управляешь ситуацией — значит ситуация управляет тобой. Транспортная политика должна быть про управление, а не про реагирование.
Формируем главную цель транспортной политики
Первым шагом к полявлению в Томске качественной транспортной системы будет формирование чёткого целеполагания и планирования от целей верхнего уровня к целям более низкого уровня. Это азы проектного управления.
Давайте попробуем сформулировать цель верхнего уровня, от которой потом будут "плясать" другие подцели. Она должна максимально ёмко формулировать то, к чему мы стремимся, когда речь заходит про транспорт в городе. Вот как может звучать цель верхнего уровня по версии "Умного транспорта Томска".
цель верхнего уровня
Создание устойчивой транспортной системы, способствующей повышению мобильности, качества жизни и привлекательности города Томска и томской агломерации.
Расшифруем понятия, заложенные в этой цели.

Создание устойчивой транспортной системы, способствующей повышению мобильности, качества жизни и привлекательности города Томска и томской агломерации.
Понятие:
Что такое транспортная система?

Это транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление ими в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.
значение:
Этим определение мы объединяем в единых рамках и улично-дорожную сеть, и организацию пассажирских перевозок, и управление транспортным спросом. Это то, чего так сильно не хватает сегодня. Когда каждый из этих компонентов рассматривается отдельно и соответственно управляется без оглядки друг на друга.
Движемся дальше...

Создание устойчивой транспортной системы, способствующей повышению мобильности, качества жизни и привлекательности города Томска и томской агломерации.
Понятие:
Что такое мобильность?

Это физическое передвижение людей и товаров, вследствие
которого возникает транспортное движение в общественных транспортных местах, направленное на определенную географическую цель. Цели - места деятельности (жилье, работа, магазин и производство, хранение, распространение) и деятельности, направленные на удовлетворение своих потребностей. Чем больше целей деятельности достигнуто, тем выше мобильность.
значение:
Этим определением мы отвязываем поездку в городе от какого то ни было средства передвижения. Ключевая задача - это достижение целей, а каким средством эта точка будет достигнута - вторично.
Следующее понятие...

Создание устойчивой транспортной системы, способствующей повышению мобильности, качества жизни и привлекательности города Томска и томской агломерации.
Понятие:
Что такое качество жизни?

Это уровень физического, психического и социального благосостояния населения. Для того чтобы эффективно удовлетворить потребности людей в различных деятельностях необходимо улучшить ситуацию в отношении мобильности. Выражением качества жизни являются потенциально досягаемые цели и возможности выбора.
Создание высокого качества жизни способствует обеспечению будущего
города и сохранению его привлекательности для высококвалифицированных специалистов.
значение:
Этим определением мы подчёркиваем важность транспортной системы и её влияние на различные аспекты жизни людей. И тем самым ставим развитие транспортной системы в высокий уровень приоритета.
Следующее понятие...

Создание устойчивой транспортной системы, способствующей повышению мобильности, качества жизни и привлекательности города Томска и томской агломерации.
Понятие:
Что такое агломерация?

Это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.
значение:
С самого начала мы рассматриваем Томск и его агломерацию как один объект. Развитие одного невозможно без оглядки на то, как это развитие повлияет на остальные. Сейчас город и пригород практически никак не увязывают развитие в единую стратегию. Что приводит к дисбалансу.
Наконец, мы подошли к главному термину в нашей глобальной цели.

Создание устойчивой транспортной системы, способствующей повышению мобильности, качества жизни и привлекательности города Томска и томской агломерации.

Что же такое "Устойчивая транпортная система"? Это система, которая:
  • 1
    Обеспечивает доступность и удовлетворение потребностей отдельных лиц, компаний и общества надёжным передвижением, не нанося вреда здоровью человека и экосистемы, и способствует установлению принципа справедливости как внутри социальных групп и поколений, так и между ними.
  • 2
    Является доступной по средствам, работает чётко и эффективно, предлагает виды транспорта на выбор, поддерживает конкурентоспособность экономики, а также сбалансированность регионального развития.
  • 3
    Минимизирует выбросы и отходы на уровне возможности природы поглощать их, использует возобновляемые ресурсы на уровне или ниже темпа их восстановления, использует невозобновляемые ресурсы на уровне или ниже темпов развития возобновляемых заменителей, сводит к минимуму воздействие на занимаемую землю, заботится о снижении шума.
Другими словами, устойчивая транспортная система - это система, развитие которой город в состоянии выдержать (sustain). Система, которая учитывает как цели текущего поколения, так и последующих.
Итак, мы сформулировали "зонтичную цель" развития транспортной системы Томска. Она получилась ёмкой, и в меру недостижимой. Ведь что это за стратегическая цель, которую можно достичь за 5 лет. Это скорее видение, и общий подход к решению задач, который детализируется в подцелях. Да, это похоже на "за всё хорошее против всего плохого". Но для цели верхнего уровня важно, чтобы с ней согласилось большинство жителей города. Всем хочется, чтобы было хорошо, значит цель подобрана правильная.
Итак, первый шаг сделан. Осталось всего ничего: начать движение к достижению этой цели. Но об этом поговорим в следующем материале.